Иногда самые удачные затеи носят очень простые имена. Только подумайте об одном из самых удачных автомобилей – VW Golf. С начала 80-х его называют просто Golf. И только нумерация моделей от номера 1 до 4 даёт понять, насколько актуален данный экземпляр. Так и Йоахим Витт решил придерживаться этой простой и эффективной системы.
Три года назад бывшая звезда “новой немецкой волны” решил выпускать свои пластинки под общим названием ‘Werkreihe Bayreuth’. ‘Bayreuth Eins’, первая часть этого ряда и в целом седьмой по счёту альбом Витта, стал оглушительно успешным. Хит “Die Flut”, спетый дуэтом с Петером Хеппнером из Wolfsheim, практически не исчезал из эфира всех немецкоязычных радиостанций. В конце 2000 года Витт выпускает ‘Bayreuth Zwei’ с кавер-версией классики культовой группы из ГДР Silly “Bataillon D’Amour”, которая играючи превзошла успех MCD “Die Flut”. Ещё когда в апреле 1998 ‘Bayreuth Eins’ всего неделю спустя после своего выхода забрался на первую позицию немецких чартов и за четыре недели был продан более миллиона раз, немецкая пресса с восхищением и удивлением стала писать о “Мастере новой немецкой жёсткости”. И Йоахим Витт стал более успешным, чем ребята из Rammstein с их новым тогда альбомом ‘Sehnsucht’.
И если вновь использовать автомобильные аналогии, то ‘Sehnsucht’ стал очередной моделью Golf, тогда как ‘Bayreuth’ лимузином класса Jaguar XS. Тоже машиной, но со стилизированным интерьером, более устойчивой посадкой и эксклюзивно хромированными деталями. Или, если вернуться к музыке, Rammstein, как и Витт в своих композициях, используют индастриал, электро и рок, а тексты полны романтики, дикого секса и жажды смерти. Но если биты Rammstein просто долбят по мозгам, то у Витта они словно удары сердца чувственной души. И если стихи Rammstein буквально требуют громогласных припевов, то песни ‘Bayreuth’ без буклета с текстами так просто не поймёшь. Наш мир не очень-то справедлив. В случае Йоахима Витта это означает, что по всей вероятности ‘Bayreuth 2’, как и его предшественник и четыре предыдущих альбома 51-летнего уроженца Гамбурга, будут относительно прохладно восприняты широкой общественностью. Потому что Витт имел несчастье со своим первым синглом в 1981 году сразу же стать суперзвездой, чья популярность от работы к работе скачкообразно падала вниз.
Это был сингл “Goldenen Reiter”, который стал для Витта, как он сегодня отмечает, настоящим проклятьем. “Потому что с новой немецкой волной, к которой меня сразу же причислили из-за этой песни, я мало чего имел общего. Тогда мне нравилось только то, что на немецкой сцене вдруг разом всё пришло в движение. Это было единственное, к чему я мог себя тогда отнести. Но совершенно точно не с ‘Дай газу, я хочу мазу!’, и не с такой тупостью, как ‘99 Luftballons’. С этим я никогда не имел ничего общего.”
Если дебютный альбом ‘Silberblick’, как и последующий ‘Edeiweiss’ пользовались грандиозной популярностью, то всего год спустя интерес к новой немецкой волне угас, также как и к пластинкам Йоахима Витта. А это было абсурдом, так как пластинки чистокровного ганзейца становились одна от одной лучше. Его ирония, ревность и эксцессы и так называемые большие чувства жизни сделали его мастером этого жанра.
Начатая в 1998 году серия работ ‘Bayreuth 1’, ‘Bayreuth 2’ вывели непризнанного короля на вершину его творческих сил. Название серии вызывает разные ассоциации и является чистой провокацией: Bayreuth - Рихард Вагнер – романтика - помпез – 3-й Рейх. “И это здорово, если только одно название вызывает взрыв в голове слушателя. Это одна из причин, почему я выбрал такое название. Совершенно конкретно я решился на это, потому что для меня Bayreuth играет решающую роль в традициях великих немецких композиторов. Музыка Рихарда Вагнера для меня та традиция, в плоскости которой я рассматриваю мою работу. Она придаёт нам тяжесть, эмоциональность, романтику и глубину, что только тогда делает музыку чем-то значительным. Я чувствую себя тесно связанным с немецкой музыкальной культурой, но это вообще никак не связано с нацизмом. Это же абсурд, связывать композиции Рихарда Вагнера с одним безумным человеком и его безумным народом. Гораздо больше мы должны гордиться тем, что имеем такого гениального композитора, который сочинял свои произведения с такой яростью. Мне отвратителен этот постоянный культурный пессимизм, который немцы противопоставляют собственным традициям. И меня тошнит от равнодушия людей. Я не раб англо-американского культурного империализма. Я всегда шёл моим путём. И в будущем меня никто не собьёт с него.”
Остаётся узнать, почему из традиций немецкой культуры Витт выбрал именно эту многозначительную романтику, мистику и тягу к смерти, что с самого начала красной нитью проходят через его творчество. “Я своего рода сейсмограф, который в своей работе реагирует на внешние воздействия окружающей среды. Я действительно убеждён в том, что сегодня мы живём в довольно апокалипсическом времени. Поэтому в моих песнях я такой, какой я есть. Я не лгу в моих работах. Жизнь слишком коротка для лжи. Потому что песня увлекает слушателя только тогда, когда он чувствует, что музыкант вложил в неё всю свою внутреннюю жизнь. Я – такой музыкант, чуждый миру, шизофреничный, сексуально извращённый, страстный и ещё много чего. Ах, да, я гениальный!”
По прочтении этой статьи многим нашим подписчикам, наверняка незнакомым даже с именем Йоахима Витта, станет понятно, почему они раньше никогда о таковом и не слыхивали. Такой человек, как Витт, не может быть звездой в мире, таком, как наш. Ни больше. И не меньше. Он слишком хорош для этого мира. Слишком честный. Слишком романтичный.
Три года назад бывшая звезда “новой немецкой волны” решил выпускать свои пластинки под общим названием ‘Werkreihe Bayreuth’. ‘Bayreuth Eins’, первая часть этого ряда и в целом седьмой по счёту альбом Витта, стал оглушительно успешным. Хит “Die Flut”, спетый дуэтом с Петером Хеппнером из Wolfsheim, практически не исчезал из эфира всех немецкоязычных радиостанций. В конце 2000 года Витт выпускает ‘Bayreuth Zwei’ с кавер-версией классики культовой группы из ГДР Silly “Bataillon D’Amour”, которая играючи превзошла успех MCD “Die Flut”. Ещё когда в апреле 1998 ‘Bayreuth Eins’ всего неделю спустя после своего выхода забрался на первую позицию немецких чартов и за четыре недели был продан более миллиона раз, немецкая пресса с восхищением и удивлением стала писать о “Мастере новой немецкой жёсткости”. И Йоахим Витт стал более успешным, чем ребята из Rammstein с их новым тогда альбомом ‘Sehnsucht’.
И если вновь использовать автомобильные аналогии, то ‘Sehnsucht’ стал очередной моделью Golf, тогда как ‘Bayreuth’ лимузином класса Jaguar XS. Тоже машиной, но со стилизированным интерьером, более устойчивой посадкой и эксклюзивно хромированными деталями. Или, если вернуться к музыке, Rammstein, как и Витт в своих композициях, используют индастриал, электро и рок, а тексты полны романтики, дикого секса и жажды смерти. Но если биты Rammstein просто долбят по мозгам, то у Витта они словно удары сердца чувственной души. И если стихи Rammstein буквально требуют громогласных припевов, то песни ‘Bayreuth’ без буклета с текстами так просто не поймёшь. Наш мир не очень-то справедлив. В случае Йоахима Витта это означает, что по всей вероятности ‘Bayreuth 2’, как и его предшественник и четыре предыдущих альбома 51-летнего уроженца Гамбурга, будут относительно прохладно восприняты широкой общественностью. Потому что Витт имел несчастье со своим первым синглом в 1981 году сразу же стать суперзвездой, чья популярность от работы к работе скачкообразно падала вниз.
Это был сингл “Goldenen Reiter”, который стал для Витта, как он сегодня отмечает, настоящим проклятьем. “Потому что с новой немецкой волной, к которой меня сразу же причислили из-за этой песни, я мало чего имел общего. Тогда мне нравилось только то, что на немецкой сцене вдруг разом всё пришло в движение. Это было единственное, к чему я мог себя тогда отнести. Но совершенно точно не с ‘Дай газу, я хочу мазу!’, и не с такой тупостью, как ‘99 Luftballons’. С этим я никогда не имел ничего общего.”
Если дебютный альбом ‘Silberblick’, как и последующий ‘Edeiweiss’ пользовались грандиозной популярностью, то всего год спустя интерес к новой немецкой волне угас, также как и к пластинкам Йоахима Витта. А это было абсурдом, так как пластинки чистокровного ганзейца становились одна от одной лучше. Его ирония, ревность и эксцессы и так называемые большие чувства жизни сделали его мастером этого жанра.
Начатая в 1998 году серия работ ‘Bayreuth 1’, ‘Bayreuth 2’ вывели непризнанного короля на вершину его творческих сил. Название серии вызывает разные ассоциации и является чистой провокацией: Bayreuth - Рихард Вагнер – романтика - помпез – 3-й Рейх. “И это здорово, если только одно название вызывает взрыв в голове слушателя. Это одна из причин, почему я выбрал такое название. Совершенно конкретно я решился на это, потому что для меня Bayreuth играет решающую роль в традициях великих немецких композиторов. Музыка Рихарда Вагнера для меня та традиция, в плоскости которой я рассматриваю мою работу. Она придаёт нам тяжесть, эмоциональность, романтику и глубину, что только тогда делает музыку чем-то значительным. Я чувствую себя тесно связанным с немецкой музыкальной культурой, но это вообще никак не связано с нацизмом. Это же абсурд, связывать композиции Рихарда Вагнера с одним безумным человеком и его безумным народом. Гораздо больше мы должны гордиться тем, что имеем такого гениального композитора, который сочинял свои произведения с такой яростью. Мне отвратителен этот постоянный культурный пессимизм, который немцы противопоставляют собственным традициям. И меня тошнит от равнодушия людей. Я не раб англо-американского культурного империализма. Я всегда шёл моим путём. И в будущем меня никто не собьёт с него.”
Остаётся узнать, почему из традиций немецкой культуры Витт выбрал именно эту многозначительную романтику, мистику и тягу к смерти, что с самого начала красной нитью проходят через его творчество. “Я своего рода сейсмограф, который в своей работе реагирует на внешние воздействия окружающей среды. Я действительно убеждён в том, что сегодня мы живём в довольно апокалипсическом времени. Поэтому в моих песнях я такой, какой я есть. Я не лгу в моих работах. Жизнь слишком коротка для лжи. Потому что песня увлекает слушателя только тогда, когда он чувствует, что музыкант вложил в неё всю свою внутреннюю жизнь. Я – такой музыкант, чуждый миру, шизофреничный, сексуально извращённый, страстный и ещё много чего. Ах, да, я гениальный!”
По прочтении этой статьи многим нашим подписчикам, наверняка незнакомым даже с именем Йоахима Витта, станет понятно, почему они раньше никогда о таковом и не слыхивали. Такой человек, как Витт, не может быть звездой в мире, таком, как наш. Ни больше. И не меньше. Он слишком хорош для этого мира. Слишком честный. Слишком романтичный.