Здравы будьте, бояре-казачество! Продолжаем историю нашего темного андеграунда… И сегодня речь пойдет о группе «РАДА И ТЕРНОВНИК». Редкой птице в наших краях, единственной и уникальной в своем роде… Её сравнивали с демонической Диамандой Галлас, с неземной Ивой Биттовой, и еще много с кем. Сравнивать бесполезно. Аналогов нет. Среди женских исполнительниц точно… В далеком 2004-м году купил их диск ‘Подлинная история трех миров’ и после прослушивания первых трех песен словил лютую измену. Будучи в трезвом уме и твердой памяти… Страх первобытный – редкая музыка способна его вызвать.
Творчество Рады - камлание, ведовская практика, трансляция картин седой древности, непрестанный древний плач. Здесь нет места разуму. Сказочный языческий мир со своей неповторимой мистической атмосферой, визионерская лирика, в которой стираются границы времен и реальности. На живых концертах Рады энергетика хлещет через край. Шаманизм, бешеные потоки огня и силы...
Песни Рады - настоящий, чистый славянский дарк-фолк. Несмотря на то, что в музыке присутствуют элементы многих стилей, а альбомы очень сильно отличаются друг от друга по звучанию, по набору инструментов, по настроению. Тревожные гитары, потусторонние нечеловеческие вокализы («то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»), виолончель, гулкое эхо гонгов; местами риффы напоминают харду, местами – гараж, плавный пост-рок, или и вовсе топорное «джи-джи-джи». Очень слаженная и сильная ритм-секция – то гром древних боевых барабанов, то плясовое буйство языческих праздников, то спокойно заколачиваемые сваи, то нежные танцы светил на черном как смоль небе.
Энергетическая прокачка идет именно за счет низких частот. Это реальная первобытная магия одного аккорда. Когда образуется особое звуковое пространство, которое затягивает слушателя в свои, незримые оку бездны, волны и приглашает совершить путешествие по миру, где сказки становятся былью. Эстетическим удовольствием в привычном смысле эту одиссею назвать трудно – это не праздное прослушивание. Это опыт. Опыт прикосновения к чудесному. Не буду сравнивать с лсд-трипом – ибо звучало бы это слишком пошло и лапидарно. Тем более в наше время, когда ради праздного любопытства на «ту сторону» пытаются прорваться щеглы и профаны… Фолк-исполнители такого уровня как Рада и должны представлять нашу страну на мировой сцене. Потому что настоящее, самобытное, глубинное.
Сейчас фольклор ассоциируется с застольными песнями пьяных бабок... «Золотое кольцо» с цыганщиной откровенной, разухабистая и пошлая Надежда Бабкина, и сельский пошляк-заводила с «беломориной» в зубах, орущий матерные частушки, от которых у всего порядочного населения уши в трубочку сворачиваются… Но ведь на деле фольклор – это не только это…
Рада: “Параллельно с традиционной официальной литературой в России был фольклор. Сновидческий, визионерский. И почему он не питал литературу? А питал ее лубок...”
- Аутентичный, подлинный фолк у нас не шибко востребован народом…
“Начнем с терминологии. Что такое "народ?". Вот народ в Америке интересуется глубинным фолком? Индейцы, конечно, интересуются коренным творчеством. Потому что у них нет рок-н-ролла. На самом деле, это беда не столько одной России, сколько всего мира в целом. Нечто адаптированное всегда переваривается лучше, чем что-то оригинальное. Это нормальное свойство человеческой психики. И в России "Иван Купала" будет всегда восприниматься лучше, чем любая аутентичная музыка. "Купала" - дискач. А Инна Желанная - условный дискач, задумчивый. Альберт Кувезин - удивительный музыкант и вокалист. Он постоянно развивается, сотрудничает с другими музыкантами. И на Западе у него гораздо больше возможностей для развития, чем в родной Туве. Как музыкант фольклорный он состоялся уже. Но популярен в своих кругах. Или Мила Кикина - хороший голос, внятные тексты, внятные мелодии, мегаадаптированное все, без вологодского акцента. Но а кому это надо? Плясать - не попляшешь. А слушать уже никто не привык. Или слушать люди идут только в том случае, если они заплатили большие деньги. Вот пришел человек в Крокус Сити Холл, отдал три тысячи за билет - тогда он уже сидит и слушает, на все три тысячи. Или идут в консерваторию целенаправленно - в то место, где слушать ПРИНЯТО.”
- …Но красной нитью через все ваши песни проходит именно славянская тема. Распевность, магия славянских заговоров, глубинные пласты славянской психики, образность…
“Меня это определение не шокирует. Ради бога! Я говорила уже много раз: если я живу в России, то совершенно естественно, что ощущаю энергию этой земли. У каждой земли своя энергия. Если я перееду в Мексику - там будет своя энергия. И через несколько лет это будут совершенно другие песни, совершенно другая музыка, и т.д. Меня скорее удивляет, как тут люди умудряются рок-н-ролл писать. Как умудряются реггей писать, я понимаю. Даже блюз могу понять. В нашей грустной реальности писать русский блюз вполне можно. А как ска пишут тут - меня удивляет. На чем сидят, чего бухают? (смеется).”
Месседж Рады уходит в самую магму, в коллективное бессознательное, в древние пласты славянской психики. Что меня поражало в творчестве Рады – гармоничное сосуществование традиции и авангарда. Соединение магического реализма древних цивилизаций и необузданного хаоса авангардных музыкальных течений. Погружение на ту сторону сна. Мелодия нижних миров. Много мрака… «В ледяных пещерах Питера», «Похороны», «Холодные времена», «Ты умрешь в этом городе», «Выворотка», «Белое танго душевнобольных», «Руками разгребать траву», «Я хочу показать тебе вечный лес», «Потемнело» - одни названия чего стоят.
Тексты если разобрать – там будет картина еще любопытней. Картины тьмы кромешной, рупор нижнего мира… Возможно, заблуждаюсь. Но такие ощущения возникают… О чем поет Рада? Слова песен словами не опишешь. Их можно только прочувствовать. Нутром, сердцем, родовой памятью. И сказать себе: «Да, это безумно красиво! Это волшебство!». А волшебство никаким рациональным категориям не подчиняется…
Творчество Рады - камлание, ведовская практика, трансляция картин седой древности, непрестанный древний плач. Здесь нет места разуму. Сказочный языческий мир со своей неповторимой мистической атмосферой, визионерская лирика, в которой стираются границы времен и реальности. На живых концертах Рады энергетика хлещет через край. Шаманизм, бешеные потоки огня и силы...
Песни Рады - настоящий, чистый славянский дарк-фолк. Несмотря на то, что в музыке присутствуют элементы многих стилей, а альбомы очень сильно отличаются друг от друга по звучанию, по набору инструментов, по настроению. Тревожные гитары, потусторонние нечеловеческие вокализы («то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»), виолончель, гулкое эхо гонгов; местами риффы напоминают харду, местами – гараж, плавный пост-рок, или и вовсе топорное «джи-джи-джи». Очень слаженная и сильная ритм-секция – то гром древних боевых барабанов, то плясовое буйство языческих праздников, то спокойно заколачиваемые сваи, то нежные танцы светил на черном как смоль небе.
Энергетическая прокачка идет именно за счет низких частот. Это реальная первобытная магия одного аккорда. Когда образуется особое звуковое пространство, которое затягивает слушателя в свои, незримые оку бездны, волны и приглашает совершить путешествие по миру, где сказки становятся былью. Эстетическим удовольствием в привычном смысле эту одиссею назвать трудно – это не праздное прослушивание. Это опыт. Опыт прикосновения к чудесному. Не буду сравнивать с лсд-трипом – ибо звучало бы это слишком пошло и лапидарно. Тем более в наше время, когда ради праздного любопытства на «ту сторону» пытаются прорваться щеглы и профаны… Фолк-исполнители такого уровня как Рада и должны представлять нашу страну на мировой сцене. Потому что настоящее, самобытное, глубинное.
Сейчас фольклор ассоциируется с застольными песнями пьяных бабок... «Золотое кольцо» с цыганщиной откровенной, разухабистая и пошлая Надежда Бабкина, и сельский пошляк-заводила с «беломориной» в зубах, орущий матерные частушки, от которых у всего порядочного населения уши в трубочку сворачиваются… Но ведь на деле фольклор – это не только это…
Рада: “Параллельно с традиционной официальной литературой в России был фольклор. Сновидческий, визионерский. И почему он не питал литературу? А питал ее лубок...”
- Аутентичный, подлинный фолк у нас не шибко востребован народом…
“Начнем с терминологии. Что такое "народ?". Вот народ в Америке интересуется глубинным фолком? Индейцы, конечно, интересуются коренным творчеством. Потому что у них нет рок-н-ролла. На самом деле, это беда не столько одной России, сколько всего мира в целом. Нечто адаптированное всегда переваривается лучше, чем что-то оригинальное. Это нормальное свойство человеческой психики. И в России "Иван Купала" будет всегда восприниматься лучше, чем любая аутентичная музыка. "Купала" - дискач. А Инна Желанная - условный дискач, задумчивый. Альберт Кувезин - удивительный музыкант и вокалист. Он постоянно развивается, сотрудничает с другими музыкантами. И на Западе у него гораздо больше возможностей для развития, чем в родной Туве. Как музыкант фольклорный он состоялся уже. Но популярен в своих кругах. Или Мила Кикина - хороший голос, внятные тексты, внятные мелодии, мегаадаптированное все, без вологодского акцента. Но а кому это надо? Плясать - не попляшешь. А слушать уже никто не привык. Или слушать люди идут только в том случае, если они заплатили большие деньги. Вот пришел человек в Крокус Сити Холл, отдал три тысячи за билет - тогда он уже сидит и слушает, на все три тысячи. Или идут в консерваторию целенаправленно - в то место, где слушать ПРИНЯТО.”
- …Но красной нитью через все ваши песни проходит именно славянская тема. Распевность, магия славянских заговоров, глубинные пласты славянской психики, образность…
“Меня это определение не шокирует. Ради бога! Я говорила уже много раз: если я живу в России, то совершенно естественно, что ощущаю энергию этой земли. У каждой земли своя энергия. Если я перееду в Мексику - там будет своя энергия. И через несколько лет это будут совершенно другие песни, совершенно другая музыка, и т.д. Меня скорее удивляет, как тут люди умудряются рок-н-ролл писать. Как умудряются реггей писать, я понимаю. Даже блюз могу понять. В нашей грустной реальности писать русский блюз вполне можно. А как ска пишут тут - меня удивляет. На чем сидят, чего бухают? (смеется).”
Месседж Рады уходит в самую магму, в коллективное бессознательное, в древние пласты славянской психики. Что меня поражало в творчестве Рады – гармоничное сосуществование традиции и авангарда. Соединение магического реализма древних цивилизаций и необузданного хаоса авангардных музыкальных течений. Погружение на ту сторону сна. Мелодия нижних миров. Много мрака… «В ледяных пещерах Питера», «Похороны», «Холодные времена», «Ты умрешь в этом городе», «Выворотка», «Белое танго душевнобольных», «Руками разгребать траву», «Я хочу показать тебе вечный лес», «Потемнело» - одни названия чего стоят.
Тексты если разобрать – там будет картина еще любопытней. Картины тьмы кромешной, рупор нижнего мира… Возможно, заблуждаюсь. Но такие ощущения возникают… О чем поет Рада? Слова песен словами не опишешь. Их можно только прочувствовать. Нутром, сердцем, родовой памятью. И сказать себе: «Да, это безумно красиво! Это волшебство!». А волшебство никаким рациональным категориям не подчиняется…