Вот и перестала сыпаться с потолка штукатурка, замерла утомлённая резонансом посуда в шкафах у соседей, вернулись, боязливо крестясь и поглядывая на окна, на своё место перед подъездом демисезонные старушки. Мир снова стал тихим и скучным местом. Думаете, это было землетрясение? Да нет, ошибаетесь, это был новейший альбом норвежских громовержцев DIMMU BORGIR ‘Puritanical Euphoric Misanthropia’.
Но начнем издалека. С момента выхода ‘Spiritual Black Dimensions’ (1999) произошёл ряд событий, о которых нелишне было бы вкратце упомянуть. Едва закончив запись предыдущего альбома, группа получила пренеприятное известие – старина Нагаш (бас) оставляет их ради своего детища The Kovenant (Covenant). Нагаш впервые засветился в составе DB на ‘Devil's Path’ (1996), заменив первого басиста группы Бриньяра Тристана. Помимо “дела жизни” The Kovenant (где он скрывается под псевдонимом Lex Icon), Нагаш ведёт также свой сольный проект Troll и поёт в проекте Астенну Carpe Tenebrum.
Известием о его уходе расстроены были, конечно, все. Но, как видно, сильнее всех эта новость расстроила шофёра, перевозившего группу из студии Abyss, где проходили записи, к месту постоянного проживания. Иначе зачем он направил транспортное средство прямо на ограждение моста? Камикадзе промахнулся, попав в столбик, так что у группы появился шанс поискать другого басиста. В лес за ним ходить не пришлось... В ходе записи ‘Spiritual...’ Саймен Хестнэс (он же ICS Vortex, тогда еще вокалист Borknagar), подпел на некоторых композициях "человеческим голосом". А так как он знал ещё и толк в четырёх струнах, то в качестве сессионного басиста подменил в турне ушедшего Нагаша. Саймен - человек с солидным “тяжелым” прошлым. Кроме Borknagar он пел в Arcturus (на альбоме ‘La Masquerade Infernale'). А в бесчисленных мелких группах, с которыми ему довелось играть, он был не только гитаристом, но и ударником.
В марте 1999 года, после пары выступлений за океаном, барабанщик DB Тьодалв сказал: “Прощай, Америка! И Dimmu Borgir заодно…” Примерно год назад, в ходе тура в поддержку ‘Enthrone...', он уже оставлял группу на несколько месяцев по случаю рождения первенца. Теперь он окончательно решил лелеять своё дитя собственноручно, а не колесить с DB по белу свету. Тьодалв, один из основателей, барабанит в DB с первых дней. Но знайте, Тьодалв на альбоме ‘For All Tid’ (1994) играл на гитаре! А до этого он стучал в Old Man's Child. Впрочем, и после стучал - на альбоме ‘Revelation 666’ (2000). Ныне он заправляет в своём проекте Susperia (ex-Seven Sins).
Тут же стало известно – Николас Баркер, бывший ударник Cradle Of Filth, восполнит потерю. Ник как раз заканчивал американский тур с Borknagar. Вскоре он уже едет с DB в турне по Европе. Англичанин Баркер теперь единственный в группе иностранец. Всякий слышал его на четырёх альбомах Cradle Of Filth. В современную эпоху он прославился овербрутальным суперпроектом Lockup с Питером Тагтгреном (Hypocrisy, Pain), Джессе Пинтадо и Шейном Эмбури (оба из Napalm Death). Но кто помнит о его работе в Cancer и Monolith? А ведь и такое было…
Осенью, находясь в американском турне, Силеноз раскрыл ближайшие планы: "У нас уже есть пара идей для нового альбома, мы работаем над ними. Конечно, до аранжировок еще не дошло, мы пока просто создаем материал. Он будет более дэтовым и брутальным. Лирика - очень личного характера, как всегда, сплошные метафоры. Что касается продюсера, то, очевидно, опять попросим Питера Тэгтгрена, но заставим его сделать звук помощнее. Он опять обзавелся каким-то новым оборудованием, всё перестроил в своей студии и мы надеемся на более плотный и низкий саунд. Запись начнётся… в марте 2000 года".
Так, в разъездах по америкам, австралиям и япониям незаметно прошёл 1999 год, и DB были второй раз номинированы на норвежскую музыкальную премию Spellemannsprisen (норвежский эквивалент Гремми). На награду претендовали The Kovenant и Black Debbath. Вначале, спутав, премию вручили именно последним, но затем вернули The Kovenant. DB не выиграли тогда, зато миллионы телезрителей увидели их выступление по каналу NRK. А ещё Бенте, невеста вокалиста DB Шаграта, не оплошала – и выиграла национальный норвежский конкурс стриптизерш, проходивший в Осло.
В марте разразился “польский кризис” - местный парламент, затаив дыхание, рассматривает плакат DB как образчик отмороженного сатанизма. Это было связано с проходившим тогда судом над парнями, убившими двух девушек в ходе чёрной мессы. Плакат также показали в новостях по национальному телевидению и напечатали в газетах. Шла даже речь о том, чтобы подвергнуть цензуре релизы DB на государственном уровне!
Ни в марте, ни в апреле записи альбома не начались – материал был еще просто не готов. Репетиции были нечастыми - Ник живёт в Англии и ему накладно часто мотаться в Норвегию. Потом вдруг решили делать альбом не в студии Тэгтгрена, а где-нибудь в Осло, подыскав другого продюсера. Таким образом, начало записей перенесли на август/сентябрь 2000 года и занялись пока куда более важным делом – увольнением Астенну.
"Мы хотим заявить, что Астенну уволен и не является более частью Dimmu Borgir. Мы решили освободить Астенну от его обязанностей в основном потому, что на протяжении последних 7-8 месяцев стало очевидным, что более нет никаких оснований для него оставаться в группе; он утратил заинтересованность, энтузиазм и 100%-ную преданность делу Dimmu Borgir. Для всех нас Dimmu - это наша семья, наша жизнь, а не просто скучная работа!”
Гитарист Астенну (Джейни Стинсон) оказался в DB уже после записи ‘Enthrone Darkness Triumphant' (1997) и был ангажирован для концертных выступлений, чтобы Шаграт смог целиком сосредоточиться на вокале. Выходец из Австралии, он заменил Йенса Петтера, который был в группе недолго: после ‘Stormblast’ и перед ‘Enthrone...’. До этого он играл в туземной группе Lord Kaos. Их он вскоре оставил и удрал в Норвегию записывать альбом со своим персональным проектом Carpe Tenebrum. Астенну также играл в Covenant, который он покинул в 1999 году ради DB. Откуда его через год и уволили…
Астенну не первый, кто был уволен из группы по тридцать третьей статье - за систематические прогулы. Ранее жертвой железной групповой дисциплины стал клавишник Стиан Аарстад. Он прогулял запись миньона ‘Devil's Path’ (так как служил в армии), и несколько концертов тура 'Enthrone Darkness Triumphant' (так как подрабатывал телохранителем). Теперь он прогуливает в норвежской блэк-группе Enthral.
Решение избавиться от Астенну созрело давно, но, как мудро решил Силеноз, оно не оглашалось до тех пор, пока не был найден новый гитарист. Вначале это был некий Архон – с ним порепетировали пару недель и увидели, что этот пассажир сел не в свой вагон. В августе его поблагодарили за сотрудничество и вежливо указали на дверь. И тут же объявили: новым гитаристом теперь будет знаменитый Галдер!
Галдер олицетворяет собой легендарный проект Old Man's Child. Теперь не все помнят, что его старое прозвище было Grusom, и лишь в 1997 году он изменил его на Galder. А вообще-то его зовут Томас Руне Андерсен. В Old Man's Child под его опекой были также вокал, бас и синтезаторы.
В августе пришло ещё два интересных известия. Во-первых, Саймен Хестнэс, решив посвятить свою жизнь Dimmu Borgir окончательно, оставил свой Borknagar. Во-вторых, было окончательно определено место и время записи альбома – шведская студия Fredman, сентябрь 2000 года. Продюсером, естественно, был назначен Фредрик Нордстром (At The Gates, Arch Enemy, In Flames и многие-многие другие). В студии группа оказывается в таком составе: Саймен Хестнэс (бас), Ник Баркер (ударные), Галдер (гитара), Мастис (клавишные) и ветераны - Силеноз (гитара) с Шагратом (вокал). Теперь вкратце о последних троих персонажах.
Шаграт - кроме пения, играет на гитаре и клавишных. А на дебютном альбоме ‘For All Tid’ ещё и барабанит. Именно он инициировал создание DB в начале 1993 года. С 1990 играл в Fimbulwinter до их распада в 1992 году. Выпустил с ними один альбом ‘Servants of Sorcery’ (1992) на лейбле Hot Records, где сам тогда и работал. Также играл на клавишных в Ragnarok (Норвегия). Ещё было такое чудо - группа Starkness, его соло проект... А клавишник Мастис нигде не играл до DB, зато успел завести полезное знакомство с Шагратом и впервые выступил с группой на фестивале Dynamo Open Air летом 1998 года… Силеноз – основной автор лирики и идеолог DB, один из основателей группы. Он играл в Malefic до создания DB. А еще под кличкой Эд Дамнатор рвал серебряные струны в норвежской трэш-группе Nocturnal Breed.
Итак, запись альбома должна была начаться 4 сентября, но началась только 16 октября - у Нордстрома (вернее, у его жены) неожиданно родился ребенок, и его одолели домашние хлопоты. Но потом в студии Fredman закипела работа, закончившаяся лишь к концу ноября. По словам Силеноза, работа над альбомом началась с посещения всех подряд баров в Готенбурге и распугивания мирных шведских обывателей. Вдохновлённые выдумали название – ‘Puritanical Euphoric Misanthropia’. Сориентировались по фронту работ и сделали заключение – альбом раньше 12 марта 2001 года не выйдет!
Проживали музыканты в "Good morning Hotels" – это стоящий у пристани переоборудованный старый пассажирский пароход с надписью “Астория” на борту. Отсюда до студии всего 50 метров, недалеко и до любимого места отдыха - клуба Jailhouse, где можно попить пива и послушать живые выступления местных групп. А теперь давайте преодолеем упомянутые 50 метров и посетим знаменитую на весь мир студию Fredman. Студия расположена в 15-ти минутах ходьбы от центра Готенбурга, и находится на пятом этаже старого склада, в одном здании с парой комиссионок и похоронным бюро. Поднявшись по лестнице и пройдя по конца длинного коридора, вы окажетесь у двери в святая святых, но не услышите ни звука – звукоизоляция отменная!
Отделанное деревом помещение довольно просторное, чистое и аккуратное. Здесь есть кухня и комната отдыха, где можно поиграть в видеоигры, сразиться в пинг-понг или вдохновится просмотром видео (большая коллекция металлических клипов и порнографии к вашим услугам). Главное место занимает помещение для записи инструментов, каморка поменьше предназначена для записи вокала, а в отдельных апартаментах за пультом восседает сам хозяин – Фредрик Нордстром. Это основная студия, но есть еще и студия поменьше. Если бы нам действительно посчастливилось тут побывать до конца ноября 2000 года, то мы могли бы услышать звуки нового альбома одними из первых.
Всего было записано 13 песен, включая классическое интро, созданное Мастисом. Одиннадцать песен – абсолютно новые. Две другие – это ковер композиции Twister Sister "Burn in Hell" и классическая композиция Dimmu Borgir 1996 года “Devil's Path”. Её записывали при помощи знаменитого гитариста Энди Ля Рока (King Diamond). Надо сказать, что “Devils Path” предназначена для японского издания альбома, а “Burn in Hell” – бонус на лимитированном европейском и российском варианте.
Большинство композиций сделаны в мощном и прямолинейном ключе, в духе старых альбомов – ‘Stormblast’ (1996) и даже ‘For All Tid’ (1994). Однако не обошлось и без звуковых экспериментов, ставших привычным явлением нашего беспокойного времени. Так что не удивляйтесь, найдя на некоторых композициях и дэтовые, и индустриальные моменты. Местами можно услышать Готенбургский симфонический оркестр, что придаёт музыке шарм старых саундтреков к черно-белым фильмам ужасов. Но вы, безусловно, не только узнаете старый злой Dimmu Borgir, но и порадуетесь их явным творческим успехам…
В январе 2001 года мастер-лента была доставлена в германский офис Nuclear Blast. Потом приехали из Норвегии и Шаграт с Силенозом, им устроили 7 февраля в бластовском музыкальном магазине очную ставку с поклонниками с грандиозной раздачей автографов. А 12 марта дрогнули самописцы сейсмографов во всём мире – это тысячи фэнов Dimmu Borgir начали прослушивание только что купленных дисков…
Но начнем издалека. С момента выхода ‘Spiritual Black Dimensions’ (1999) произошёл ряд событий, о которых нелишне было бы вкратце упомянуть. Едва закончив запись предыдущего альбома, группа получила пренеприятное известие – старина Нагаш (бас) оставляет их ради своего детища The Kovenant (Covenant). Нагаш впервые засветился в составе DB на ‘Devil's Path’ (1996), заменив первого басиста группы Бриньяра Тристана. Помимо “дела жизни” The Kovenant (где он скрывается под псевдонимом Lex Icon), Нагаш ведёт также свой сольный проект Troll и поёт в проекте Астенну Carpe Tenebrum.
Известием о его уходе расстроены были, конечно, все. Но, как видно, сильнее всех эта новость расстроила шофёра, перевозившего группу из студии Abyss, где проходили записи, к месту постоянного проживания. Иначе зачем он направил транспортное средство прямо на ограждение моста? Камикадзе промахнулся, попав в столбик, так что у группы появился шанс поискать другого басиста. В лес за ним ходить не пришлось... В ходе записи ‘Spiritual...’ Саймен Хестнэс (он же ICS Vortex, тогда еще вокалист Borknagar), подпел на некоторых композициях "человеческим голосом". А так как он знал ещё и толк в четырёх струнах, то в качестве сессионного басиста подменил в турне ушедшего Нагаша. Саймен - человек с солидным “тяжелым” прошлым. Кроме Borknagar он пел в Arcturus (на альбоме ‘La Masquerade Infernale'). А в бесчисленных мелких группах, с которыми ему довелось играть, он был не только гитаристом, но и ударником.
В марте 1999 года, после пары выступлений за океаном, барабанщик DB Тьодалв сказал: “Прощай, Америка! И Dimmu Borgir заодно…” Примерно год назад, в ходе тура в поддержку ‘Enthrone...', он уже оставлял группу на несколько месяцев по случаю рождения первенца. Теперь он окончательно решил лелеять своё дитя собственноручно, а не колесить с DB по белу свету. Тьодалв, один из основателей, барабанит в DB с первых дней. Но знайте, Тьодалв на альбоме ‘For All Tid’ (1994) играл на гитаре! А до этого он стучал в Old Man's Child. Впрочем, и после стучал - на альбоме ‘Revelation 666’ (2000). Ныне он заправляет в своём проекте Susperia (ex-Seven Sins).
Тут же стало известно – Николас Баркер, бывший ударник Cradle Of Filth, восполнит потерю. Ник как раз заканчивал американский тур с Borknagar. Вскоре он уже едет с DB в турне по Европе. Англичанин Баркер теперь единственный в группе иностранец. Всякий слышал его на четырёх альбомах Cradle Of Filth. В современную эпоху он прославился овербрутальным суперпроектом Lockup с Питером Тагтгреном (Hypocrisy, Pain), Джессе Пинтадо и Шейном Эмбури (оба из Napalm Death). Но кто помнит о его работе в Cancer и Monolith? А ведь и такое было…
Осенью, находясь в американском турне, Силеноз раскрыл ближайшие планы: "У нас уже есть пара идей для нового альбома, мы работаем над ними. Конечно, до аранжировок еще не дошло, мы пока просто создаем материал. Он будет более дэтовым и брутальным. Лирика - очень личного характера, как всегда, сплошные метафоры. Что касается продюсера, то, очевидно, опять попросим Питера Тэгтгрена, но заставим его сделать звук помощнее. Он опять обзавелся каким-то новым оборудованием, всё перестроил в своей студии и мы надеемся на более плотный и низкий саунд. Запись начнётся… в марте 2000 года".
Так, в разъездах по америкам, австралиям и япониям незаметно прошёл 1999 год, и DB были второй раз номинированы на норвежскую музыкальную премию Spellemannsprisen (норвежский эквивалент Гремми). На награду претендовали The Kovenant и Black Debbath. Вначале, спутав, премию вручили именно последним, но затем вернули The Kovenant. DB не выиграли тогда, зато миллионы телезрителей увидели их выступление по каналу NRK. А ещё Бенте, невеста вокалиста DB Шаграта, не оплошала – и выиграла национальный норвежский конкурс стриптизерш, проходивший в Осло.
В марте разразился “польский кризис” - местный парламент, затаив дыхание, рассматривает плакат DB как образчик отмороженного сатанизма. Это было связано с проходившим тогда судом над парнями, убившими двух девушек в ходе чёрной мессы. Плакат также показали в новостях по национальному телевидению и напечатали в газетах. Шла даже речь о том, чтобы подвергнуть цензуре релизы DB на государственном уровне!
Ни в марте, ни в апреле записи альбома не начались – материал был еще просто не готов. Репетиции были нечастыми - Ник живёт в Англии и ему накладно часто мотаться в Норвегию. Потом вдруг решили делать альбом не в студии Тэгтгрена, а где-нибудь в Осло, подыскав другого продюсера. Таким образом, начало записей перенесли на август/сентябрь 2000 года и занялись пока куда более важным делом – увольнением Астенну.
"Мы хотим заявить, что Астенну уволен и не является более частью Dimmu Borgir. Мы решили освободить Астенну от его обязанностей в основном потому, что на протяжении последних 7-8 месяцев стало очевидным, что более нет никаких оснований для него оставаться в группе; он утратил заинтересованность, энтузиазм и 100%-ную преданность делу Dimmu Borgir. Для всех нас Dimmu - это наша семья, наша жизнь, а не просто скучная работа!”
Гитарист Астенну (Джейни Стинсон) оказался в DB уже после записи ‘Enthrone Darkness Triumphant' (1997) и был ангажирован для концертных выступлений, чтобы Шаграт смог целиком сосредоточиться на вокале. Выходец из Австралии, он заменил Йенса Петтера, который был в группе недолго: после ‘Stormblast’ и перед ‘Enthrone...’. До этого он играл в туземной группе Lord Kaos. Их он вскоре оставил и удрал в Норвегию записывать альбом со своим персональным проектом Carpe Tenebrum. Астенну также играл в Covenant, который он покинул в 1999 году ради DB. Откуда его через год и уволили…
Астенну не первый, кто был уволен из группы по тридцать третьей статье - за систематические прогулы. Ранее жертвой железной групповой дисциплины стал клавишник Стиан Аарстад. Он прогулял запись миньона ‘Devil's Path’ (так как служил в армии), и несколько концертов тура 'Enthrone Darkness Triumphant' (так как подрабатывал телохранителем). Теперь он прогуливает в норвежской блэк-группе Enthral.
Решение избавиться от Астенну созрело давно, но, как мудро решил Силеноз, оно не оглашалось до тех пор, пока не был найден новый гитарист. Вначале это был некий Архон – с ним порепетировали пару недель и увидели, что этот пассажир сел не в свой вагон. В августе его поблагодарили за сотрудничество и вежливо указали на дверь. И тут же объявили: новым гитаристом теперь будет знаменитый Галдер!
Галдер олицетворяет собой легендарный проект Old Man's Child. Теперь не все помнят, что его старое прозвище было Grusom, и лишь в 1997 году он изменил его на Galder. А вообще-то его зовут Томас Руне Андерсен. В Old Man's Child под его опекой были также вокал, бас и синтезаторы.
В августе пришло ещё два интересных известия. Во-первых, Саймен Хестнэс, решив посвятить свою жизнь Dimmu Borgir окончательно, оставил свой Borknagar. Во-вторых, было окончательно определено место и время записи альбома – шведская студия Fredman, сентябрь 2000 года. Продюсером, естественно, был назначен Фредрик Нордстром (At The Gates, Arch Enemy, In Flames и многие-многие другие). В студии группа оказывается в таком составе: Саймен Хестнэс (бас), Ник Баркер (ударные), Галдер (гитара), Мастис (клавишные) и ветераны - Силеноз (гитара) с Шагратом (вокал). Теперь вкратце о последних троих персонажах.
Шаграт - кроме пения, играет на гитаре и клавишных. А на дебютном альбоме ‘For All Tid’ ещё и барабанит. Именно он инициировал создание DB в начале 1993 года. С 1990 играл в Fimbulwinter до их распада в 1992 году. Выпустил с ними один альбом ‘Servants of Sorcery’ (1992) на лейбле Hot Records, где сам тогда и работал. Также играл на клавишных в Ragnarok (Норвегия). Ещё было такое чудо - группа Starkness, его соло проект... А клавишник Мастис нигде не играл до DB, зато успел завести полезное знакомство с Шагратом и впервые выступил с группой на фестивале Dynamo Open Air летом 1998 года… Силеноз – основной автор лирики и идеолог DB, один из основателей группы. Он играл в Malefic до создания DB. А еще под кличкой Эд Дамнатор рвал серебряные струны в норвежской трэш-группе Nocturnal Breed.
Итак, запись альбома должна была начаться 4 сентября, но началась только 16 октября - у Нордстрома (вернее, у его жены) неожиданно родился ребенок, и его одолели домашние хлопоты. Но потом в студии Fredman закипела работа, закончившаяся лишь к концу ноября. По словам Силеноза, работа над альбомом началась с посещения всех подряд баров в Готенбурге и распугивания мирных шведских обывателей. Вдохновлённые выдумали название – ‘Puritanical Euphoric Misanthropia’. Сориентировались по фронту работ и сделали заключение – альбом раньше 12 марта 2001 года не выйдет!
Проживали музыканты в "Good morning Hotels" – это стоящий у пристани переоборудованный старый пассажирский пароход с надписью “Астория” на борту. Отсюда до студии всего 50 метров, недалеко и до любимого места отдыха - клуба Jailhouse, где можно попить пива и послушать живые выступления местных групп. А теперь давайте преодолеем упомянутые 50 метров и посетим знаменитую на весь мир студию Fredman. Студия расположена в 15-ти минутах ходьбы от центра Готенбурга, и находится на пятом этаже старого склада, в одном здании с парой комиссионок и похоронным бюро. Поднявшись по лестнице и пройдя по конца длинного коридора, вы окажетесь у двери в святая святых, но не услышите ни звука – звукоизоляция отменная!
Отделанное деревом помещение довольно просторное, чистое и аккуратное. Здесь есть кухня и комната отдыха, где можно поиграть в видеоигры, сразиться в пинг-понг или вдохновится просмотром видео (большая коллекция металлических клипов и порнографии к вашим услугам). Главное место занимает помещение для записи инструментов, каморка поменьше предназначена для записи вокала, а в отдельных апартаментах за пультом восседает сам хозяин – Фредрик Нордстром. Это основная студия, но есть еще и студия поменьше. Если бы нам действительно посчастливилось тут побывать до конца ноября 2000 года, то мы могли бы услышать звуки нового альбома одними из первых.
Всего было записано 13 песен, включая классическое интро, созданное Мастисом. Одиннадцать песен – абсолютно новые. Две другие – это ковер композиции Twister Sister "Burn in Hell" и классическая композиция Dimmu Borgir 1996 года “Devil's Path”. Её записывали при помощи знаменитого гитариста Энди Ля Рока (King Diamond). Надо сказать, что “Devils Path” предназначена для японского издания альбома, а “Burn in Hell” – бонус на лимитированном европейском и российском варианте.
Большинство композиций сделаны в мощном и прямолинейном ключе, в духе старых альбомов – ‘Stormblast’ (1996) и даже ‘For All Tid’ (1994). Однако не обошлось и без звуковых экспериментов, ставших привычным явлением нашего беспокойного времени. Так что не удивляйтесь, найдя на некоторых композициях и дэтовые, и индустриальные моменты. Местами можно услышать Готенбургский симфонический оркестр, что придаёт музыке шарм старых саундтреков к черно-белым фильмам ужасов. Но вы, безусловно, не только узнаете старый злой Dimmu Borgir, но и порадуетесь их явным творческим успехам…
В январе 2001 года мастер-лента была доставлена в германский офис Nuclear Blast. Потом приехали из Норвегии и Шаграт с Силенозом, им устроили 7 февраля в бластовском музыкальном магазине очную ставку с поклонниками с грандиозной раздачей автографов. А 12 марта дрогнули самописцы сейсмографов во всём мире – это тысячи фэнов Dimmu Borgir начали прослушивание только что купленных дисков…
Также читайте: