«Пятая волна» отечественной рок-музыки подарила меломанам достаточно своеобразный стиль, наполненный как тинейджерской фрустрацией, так и вполне взрослой экзистенциальной философией. Конечно, многие так и остались на уровне многочисленных «коров», но остальные пошли дальше в своём развитии и смогли добавить к типичной «альтернативе» множество других музыкальных «специй». Одними из таких представителей являются Stardown, недавно выпустившие на Mazzar Records новую пластинку 'Void', до этого существовавшую исключительно в «цифровом» виде. Об издании 'Void' и прочих «вкусностях» мы говорили с мастермайндами коллектива — Ардентисом и Алексом.
- Приветствую вас, ребята! Как так получилось, что 'Void' удалось издать только сейчас, и стоит ли вообще заниматься подобным в цифровую эру, когда и купить, и скачать MP3 многим гораздо проще?
Alex: «Знаешь, ты прав, проще, я и сам так делаю. Даже когда покупаю диск, захожу потом на iTunes и покупаю альбом второй раз, чтобы не заморачиваться и не перекодировать MP3 с диска. Ребята с нашего лейбла - большие фанаты музыки - решили, что этот альбом достоин увидеть свет на физическом носителе и предложили его издать, ну а мы были только за».
Ardentis: «Я и сам слушаю в основном MP3, но любимые альбомы и крутые издания хочется иметь на физическом носителе. Прослушивание винила или CD в домашней обстановке на хорошей аппаратуре всё ещё вызывает у меня восторг, хотя времени на это не хватает зачастую. И, конечно, хотелось выпустить наш третий альбом на физическом носителе. Тем более что сейчас эта возможность появилась. Также мечтаю, что когда-нибудь буду держать альбом Stardown на виниле».
- Вопрос к Ардентису. Чем Ultra Fan Edition отличается от, скажем так, Ordinary Fan Edition?
Ardentis: «В целом, ничем существенным, но в Ultra Fan Edition есть дополнительный гитарный медиатор, эксклюзивная футболка и сумка. Это отличное издание, ориентированное на фэнов и коллекционеров. А вообще, даже обычное издание (без наклейки, сертификата, медиатора и подписанного буклета) выглядит роскошно и достойно быть в коллекции любого металхеда».
- Как разрабатывался дизайн как альбома, так и непосредственно упаковки?
Ardentis: «Как и с предыдущими двумя альбомами Stardown, оформлением занимался я. Обложка с крестом изначально планировалась для второго альбома 'Venom'. Ещё до начала его записи в 2008 году я сделал себе тату с этим крестом. Кстати, чтобы он появился на обложке 'Void', настоял именно Алекс, а я был, скорее, против. Так как времени было много, в процессе работы над дизайном я сменил множество концепций. Даже была концепция издать два отдельных диджипака и объединить их слипкейсом. В итоге, идея со слипкейсом осталась и основную линию альбома - Fill the Void (заполнить пустоту) - мы воплотили графически достаточно понятно. По-моему, получилось вкусно».
- В своё время ты сказал, что лирика на 'Void' достаточно личная и затрагивает темы, близкие многим слушателям: свобода, поиски себя, любовь неразделённая и фрустрации по этому поводу. Проблема в том, что для определённой части «альтернативной» сцены эти темы привычны. Как ты считаешь сам, насколько эволюционировали подобные тексты за определённый срок существования «пятой волны»?
Ardentis: «Некоторые строчки на альбоме настолько глубокие и философские, что иногда я удивляюсь, как я их написал, и я ли. Это касается многих текстов, не только на альбоме 'Void'. Тексты про любовь были забракованы Алексом. Так что на альбоме очень серьёзные, мотивирующие тексты. Песни с этого альбома, в первую очередь, послание самому себе. Несколько песен были написаны совместно с Алексом, это наш первый подобный опыт. Вообще он раскрылся на этом альбоме по полной – написал всю музыку, записал все партии гитары, бас-гитары».
- Алекс, как пришла в голову идея включить инструментальные версии песен и стоит ли ждать уникальных версий того или иного трека?
Alex: «Я люблю слушать инструментальные версии песен у разных групп, анализировать - как, что, зачем, почему звучит, записано и сделано. Одним словом, учусь и, судя по вопросам от поклонников, многим это тоже интересно, вот мы и решили добавить наши инструменталы в издание».
Ardentis: «Несколько уникальных версий песен можно услышать в компиляции ‘Fill The Void’ (дополнение к альбому), который, правда, вышел только в цифровом формате. Также планируем выпустить инструментальную версию альбома ‘Venom’. Вообще инструменты помогают раскрыться альбому новыми красками. Это как книга и кино - разные ощущения».
- В своё время продюсер The Beatles Джордж Мартин представил, к сожалению, последнюю работу 'Love' (2006), где представил уникальные записи группы, взятые с оригинальных студийных записей в формате «мэш-ап». Да и Фрэнк Заппа, как и Девин Таунсенд сейчас, любил «поглумиться» над своим творчеством. Нет ли желания представить что-либо подобное и в случае Stardown и, возможно, Amatory? Так сказать, поэкспериментировать с собственными композициями по полной?
Alex: «Думаю, когда мы будем возраста Дэвида и Джорджа, можно будет этим заняться самим, а пока мы отдаём свои "дорожки" другим музыкантам, которые делают ремиксы или свои версии песен. Один талантливый гитарист из проекта Irrita взял оригинальную вокальную дорожку песни “Fill The Void” и полностью написал и записал свою версию музыки - получилось настолько круто и оригинально, что мы решили включить её бонусом на альбоме. Если есть желание поэкспериментировать - пишите нам на мэйл».
- Вопросы обоим. Мы уже беседовали на эту тему, но, к сожалению, ситуация несколько изменилась. Так уж получилось, что концерты многих «тяжёлых» групп проводить всё труднее, а многие музыканты заявляют, что слишком уж устали от «сатанинской» музыки. В чём, на ваш взгляд, заключается проблема и существует ли она вообще?
Ardentis: «Отмены концертов групп Behemoth, Marilyn Manson и других а-ля "сатанинских групп" я считаю проявлением кретинизма и, отчасти, противозаконными. Прикрываясь церковью и тем, что эти концерты могут затронуть чувства верующих, некоторые личности преследуют свои безумные амбиции. Более того, они как раз пиарят и подогревают интерес «непросвещённых» к этим группам. Что с этим делать, лично я не знаю, но это всё - от лукавого, точно! Поверить, что на концерт Belphegor придёт хоть один верующий, которого могут оскорбить тексты их песен, гроулинг и скриминг которых этот человек разберёт и поймёт на концерте, я никогда не поверю. Я уверен, что музыка, равно как и вера, людей объединяет, а религия, напротив, - разъединяет... Я не сатанист, но творчество Behemoth, например, очень люблю! Надеюсь, отмены метал-концертов вскоре прекратятся, лучше бы отменили "Дом-2": вот где зло живёт».
- Нет ли желания временно уйти именно в сольное творчество?
Alex: «У нас нет каких-то музыкальных ограничений и стилистических споров относительно творчества: наши вкусы меняются и развиваются параллельно, но очень органично, мы много экспериментируем в рамках группы - от кавера Hurts до классики Slayer и Sepultura. В конце лета будем записывать новый альбом, в котором будут и зубодробильные боевики, и сентиментальные баллады, так что для меня вопрос сольного творчества не стоит сейчас на повестке дня».
Ardentis: «У меня есть мысли, идеи, но на это времени не хватает, всё свободное время уходит на новые песни Stardown. Очень хочется, конечно, записать материал для моего проекта September In the Dark, но это точно после четвёртого альбома Stardown. Единственное, на что иногда хватает сил - гостевое участие в записях других групп, и от интересных треков я стараюсь не отказываться».
- С чем связана нынешняя тенденция «верни мне мой 2007-ой»? Не думаю, что всё дело в банальной ностальгии…
Alex: «Не знаю, я прекрасно и намного лучше чувствую себя в 2016-м. А так, скорее всего, многие группы и организаторы, возвращающие себе какие-то года, пытаются придумать инфоповоды для очередного концерта или мероприятия - кушать все хотят».
- Все ли ваши пробелы восполнены?
Alex: «Думаю, да, главное - душою не стареть!».
Ardentis: «Не совсем, надо ещё много над собой работать. Главное - не бояться ошибаться, не стоять на месте, развиваться. Это бесконечный процесс, как ремонт, например, но это жизнь, и надо прожить её так, чтобы было что вспомнить. Как строчки в песне “Awaken” - You don’t live twice (ты не живешь дважды). Аминь».
- Приветствую вас, ребята! Как так получилось, что 'Void' удалось издать только сейчас, и стоит ли вообще заниматься подобным в цифровую эру, когда и купить, и скачать MP3 многим гораздо проще?
Alex: «Знаешь, ты прав, проще, я и сам так делаю. Даже когда покупаю диск, захожу потом на iTunes и покупаю альбом второй раз, чтобы не заморачиваться и не перекодировать MP3 с диска. Ребята с нашего лейбла - большие фанаты музыки - решили, что этот альбом достоин увидеть свет на физическом носителе и предложили его издать, ну а мы были только за».
Ardentis: «Я и сам слушаю в основном MP3, но любимые альбомы и крутые издания хочется иметь на физическом носителе. Прослушивание винила или CD в домашней обстановке на хорошей аппаратуре всё ещё вызывает у меня восторг, хотя времени на это не хватает зачастую. И, конечно, хотелось выпустить наш третий альбом на физическом носителе. Тем более что сейчас эта возможность появилась. Также мечтаю, что когда-нибудь буду держать альбом Stardown на виниле».
- Вопрос к Ардентису. Чем Ultra Fan Edition отличается от, скажем так, Ordinary Fan Edition?
Ardentis: «В целом, ничем существенным, но в Ultra Fan Edition есть дополнительный гитарный медиатор, эксклюзивная футболка и сумка. Это отличное издание, ориентированное на фэнов и коллекционеров. А вообще, даже обычное издание (без наклейки, сертификата, медиатора и подписанного буклета) выглядит роскошно и достойно быть в коллекции любого металхеда».
- Как разрабатывался дизайн как альбома, так и непосредственно упаковки?
Ardentis: «Как и с предыдущими двумя альбомами Stardown, оформлением занимался я. Обложка с крестом изначально планировалась для второго альбома 'Venom'. Ещё до начала его записи в 2008 году я сделал себе тату с этим крестом. Кстати, чтобы он появился на обложке 'Void', настоял именно Алекс, а я был, скорее, против. Так как времени было много, в процессе работы над дизайном я сменил множество концепций. Даже была концепция издать два отдельных диджипака и объединить их слипкейсом. В итоге, идея со слипкейсом осталась и основную линию альбома - Fill the Void (заполнить пустоту) - мы воплотили графически достаточно понятно. По-моему, получилось вкусно».
- В своё время ты сказал, что лирика на 'Void' достаточно личная и затрагивает темы, близкие многим слушателям: свобода, поиски себя, любовь неразделённая и фрустрации по этому поводу. Проблема в том, что для определённой части «альтернативной» сцены эти темы привычны. Как ты считаешь сам, насколько эволюционировали подобные тексты за определённый срок существования «пятой волны»?
Ardentis: «Некоторые строчки на альбоме настолько глубокие и философские, что иногда я удивляюсь, как я их написал, и я ли. Это касается многих текстов, не только на альбоме 'Void'. Тексты про любовь были забракованы Алексом. Так что на альбоме очень серьёзные, мотивирующие тексты. Песни с этого альбома, в первую очередь, послание самому себе. Несколько песен были написаны совместно с Алексом, это наш первый подобный опыт. Вообще он раскрылся на этом альбоме по полной – написал всю музыку, записал все партии гитары, бас-гитары».
- Алекс, как пришла в голову идея включить инструментальные версии песен и стоит ли ждать уникальных версий того или иного трека?
Alex: «Я люблю слушать инструментальные версии песен у разных групп, анализировать - как, что, зачем, почему звучит, записано и сделано. Одним словом, учусь и, судя по вопросам от поклонников, многим это тоже интересно, вот мы и решили добавить наши инструменталы в издание».
Ardentis: «Несколько уникальных версий песен можно услышать в компиляции ‘Fill The Void’ (дополнение к альбому), который, правда, вышел только в цифровом формате. Также планируем выпустить инструментальную версию альбома ‘Venom’. Вообще инструменты помогают раскрыться альбому новыми красками. Это как книга и кино - разные ощущения».
- В своё время продюсер The Beatles Джордж Мартин представил, к сожалению, последнюю работу 'Love' (2006), где представил уникальные записи группы, взятые с оригинальных студийных записей в формате «мэш-ап». Да и Фрэнк Заппа, как и Девин Таунсенд сейчас, любил «поглумиться» над своим творчеством. Нет ли желания представить что-либо подобное и в случае Stardown и, возможно, Amatory? Так сказать, поэкспериментировать с собственными композициями по полной?
Alex: «Думаю, когда мы будем возраста Дэвида и Джорджа, можно будет этим заняться самим, а пока мы отдаём свои "дорожки" другим музыкантам, которые делают ремиксы или свои версии песен. Один талантливый гитарист из проекта Irrita взял оригинальную вокальную дорожку песни “Fill The Void” и полностью написал и записал свою версию музыки - получилось настолько круто и оригинально, что мы решили включить её бонусом на альбоме. Если есть желание поэкспериментировать - пишите нам на мэйл».
- Вопросы обоим. Мы уже беседовали на эту тему, но, к сожалению, ситуация несколько изменилась. Так уж получилось, что концерты многих «тяжёлых» групп проводить всё труднее, а многие музыканты заявляют, что слишком уж устали от «сатанинской» музыки. В чём, на ваш взгляд, заключается проблема и существует ли она вообще?
Ardentis: «Отмены концертов групп Behemoth, Marilyn Manson и других а-ля "сатанинских групп" я считаю проявлением кретинизма и, отчасти, противозаконными. Прикрываясь церковью и тем, что эти концерты могут затронуть чувства верующих, некоторые личности преследуют свои безумные амбиции. Более того, они как раз пиарят и подогревают интерес «непросвещённых» к этим группам. Что с этим делать, лично я не знаю, но это всё - от лукавого, точно! Поверить, что на концерт Belphegor придёт хоть один верующий, которого могут оскорбить тексты их песен, гроулинг и скриминг которых этот человек разберёт и поймёт на концерте, я никогда не поверю. Я уверен, что музыка, равно как и вера, людей объединяет, а религия, напротив, - разъединяет... Я не сатанист, но творчество Behemoth, например, очень люблю! Надеюсь, отмены метал-концертов вскоре прекратятся, лучше бы отменили "Дом-2": вот где зло живёт».
- Нет ли желания временно уйти именно в сольное творчество?
Alex: «У нас нет каких-то музыкальных ограничений и стилистических споров относительно творчества: наши вкусы меняются и развиваются параллельно, но очень органично, мы много экспериментируем в рамках группы - от кавера Hurts до классики Slayer и Sepultura. В конце лета будем записывать новый альбом, в котором будут и зубодробильные боевики, и сентиментальные баллады, так что для меня вопрос сольного творчества не стоит сейчас на повестке дня».
Ardentis: «У меня есть мысли, идеи, но на это времени не хватает, всё свободное время уходит на новые песни Stardown. Очень хочется, конечно, записать материал для моего проекта September In the Dark, но это точно после четвёртого альбома Stardown. Единственное, на что иногда хватает сил - гостевое участие в записях других групп, и от интересных треков я стараюсь не отказываться».
- С чем связана нынешняя тенденция «верни мне мой 2007-ой»? Не думаю, что всё дело в банальной ностальгии…
Alex: «Не знаю, я прекрасно и намного лучше чувствую себя в 2016-м. А так, скорее всего, многие группы и организаторы, возвращающие себе какие-то года, пытаются придумать инфоповоды для очередного концерта или мероприятия - кушать все хотят».
- Все ли ваши пробелы восполнены?
Alex: «Думаю, да, главное - душою не стареть!».
Ardentis: «Не совсем, надо ещё много над собой работать. Главное - не бояться ошибаться, не стоять на месте, развиваться. Это бесконечный процесс, как ремонт, например, но это жизнь, и надо прожить её так, чтобы было что вспомнить. Как строчки в песне “Awaken” - You don’t live twice (ты не живешь дважды). Аминь».
Также читайте: