avto
Баннер
DEVIN TOWNSEND "Плата за гениальность"
2024-04-19
Читателей онлайн - 98

"Мы наслаждаемся чудесной музыкой, прекрасными картинами, всем, что есть на свете изящного, но мы не знаем, что творцы расплачивались за это бессонницей, рыданиями, истерическим смехом, нервной лихорадкой, астмой, падучей, смертельной тоской, а это уже хуже всего..." М. Пруст.

Дэвин Гаррет Таншенд, родился 5 мая 1972 года в канадской Британской Колумбии, под Ванкувером. Вокалист и мультиинструменталист, композитор и аранжировщик, продюсер и владелец собственного лейбла. Год уроков игры на гитаре, пятилетка творческих терзаний - и названия его основных проектов - Strapping Young Lad и Devin Townsend Band знакомы всем любителям экстремальной музыки!

Взглянем на фотографии - болезненная худоба, высокий лоб, переходящий в лысину, обрамляющая её грива длинных спутанных волос и безумный взгляд глубоко посаженных глаз. Выражение лица таково, что у вас нет шанса понять, что последовало после щелчка фотоаппарата - припадок дикой ярости или истерический хохот... Его творчество поражает не меньше - музыка на грани здравого смысла и полного абсурда, привлекательная и отталкивающая одновременно. Сплав жестоких индустриальных дисгармоний и завораживающей меланхолии, абсолютно новый звук... Кто же он на самом деле - гений или безумец?

Разговоры о существовании биологических признаков гениальности ведутся давно. Разные исследователи называют разное их количество. Вот чисто внешние, к примеру. Это длинные конечности при худощавом теле, тонкие пальцы - результат эндокринных сдвигов, стимулирующих интеллектуальную и физическую деятельность. Так выглядели Авраам Линькольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль и... Девин Тауншенд? Или - гигантский лоб вследствие увеличения лобных долей мозга. Вспомните Бетховена, Листа, Вольтера и... Девина Тауншенда? И ещё: Ницше последние годы провел в сумасшедшем доме, там же покончил с собой Врубель. Безумцы? Известная истина - чтобы сойти с ума, надо его иметь - подтверждалась потом не раз.

Самая распространённая болезнь гениев - маниакально депрессивный психоз (МДП). Он протекает в форме депрессивных и маниакальных фаз, а в промежутках человек вполне нормален. Депрессивное состояние определяется подавленным тоскливым настроением, безразличием к близким и всяким удовольствиям. Человек заторможен и малоподвижен; выражение лица скорбное, исчезает аппетит и снижается вес. Если обратить на интервью с Девином разного периода, то в глаза бросается то, что в одних его просто не остановить, в других же он отвечает коротко и односложно. Зачастую превозносимый ранее альбом или человека он вдруг начинает оценивать весьма пессимистично, если не сказать больше. Такое восприятие жизни, анализ ошибок и самоуничижение - характерны для депрессивной фазы болезни.

Но наступает другая фаза - и человека как будто подменяют! Настоящий фонтанчик весёлости, оптимизма и активной деятельности. Теперь худеют уже не от отсутствия аппетита - от перерасхода энергии. Спят мало - 3 - 4 часа. Вот и Девин может не выходить из своей студии неделями, спать там урывками прямо на полу, игнорируя общество своей несчастной жены Трейси. Джейсон Ньюстед из Metallica, узнавший Девина по работе в IR8 говорил: "Он живёт музыкой 23 часа в сутки". Он может переделывать одно и то же десятки раз, с максималистским рвением добиваясь одному ему видимого совершенства. Люди, страдающие МДП в маниакальной фазе, часто разбрасываются, находят весьма странные занятия. Весьма похоже на Девина - чего греха таить! Попробуем-ка перечислить кое-какие его проекты - группа Стива Вэя, Frontline Assembly, вышеупомянутый IR8, The Wildhearts, G//Z/R Гизера Батлера, сольник Джеймса Мерфи. Также вспомним вклад в трибьют-альбомы Judas Priest и Rush. Не забудем о продюсерских работах для Punky Bruster, Zimmers Hole, Just Cause, December, Soilwork, Lamb Of God, Stuck Mojo и The Almighty Punchdrunk. Мало того - Тауншенд основал еще и собственный лейбл - HevyDevy Records, и согласился в своё время вести специальную рубрику во французском издании журнала Rock Hard! Ну, а если вспомнить ещё его первую работу - в сфере общепита - он успел потрудиться в дюжине кабаков Ванкувера! Впрочем, это уже, скорее, следствие того, что его отец поставлял оборудование для этих ресторанов...

А как музыкант он начал с собственных проектов Caustic Thought, Grey Skies и Noisecape в 1992 году, но все разосланные по лейблам демо-записи остались без внимания. Зато Стив Вэй взял его в свою группу вокалистом - и в 19 лет он на вершине музыкального Олимпа: участник записи альбома 'Sex And Religion', герой мировых туров, звезда MTV... Спустя пару лет он, как музыкант, обретает своё лицо и полную самостоятельность. 'Heavy As A Really Heavy Thing' (1995), 'City' (1996), 'No Sleep Till Bedtime - Live In Australia '(1998)... Эти альбомы его проекта Strapping Young Lad отражали жесточайшие периоды депрессии. А в спокойные времена ремиссии появились работы Devin Townsend Band: 'Ocean Machine-Biomech'(1997), 'Infinity' (1999), 'The Physicist' (2000) и 'Terria' (2001). 2003 год изменил многое практически выходом последних работ обоих проектов сразу.

"Это время было очень странным для меня, закончилась запись одновременно двух альбомов. Я постарался сделать их непохожими друг на друга, насколько это возможно. Для Strapping Young Lad мы сочиняли музыку как группа, это совершенно изменило звук. Другая часть спектра - Devin Townsend Band, нечто противоположное. Проект, ставшийм следствием совсем иных обстоятельств".

Итак, после шестилетнего перерыва Strapping Young Lad появляются с четвертым альбомом, записанным в довольно известной студии Armoury Studios (KISS, Aerosmith, Motley Crue) в Ванкувере. В этот раз подход к делу был совершенно иными. "Strapping это теперь настоящая группа. Я всё ещё автор львиной доли материала, но аранжировали мы его вместе. Хорошо тешить своё самолюбие, ставя своё имя в качестве композитора, продюсера и звукоинженера, но в этот раз все мы внесли вклад... и написали просто: 'Written and produced by Strapping Young Lad'. Мы сочиняли вместе, мы выступали вместе, и у нас появилось чувство группы. А я смог, наконец, расслабиться потому что мне не надо брать всю ответственность на себя за всё, что происходит". А ответственность с ним разделили барабанщик Джин Хоглан (Dark Angel, Death, Testament) и два музыканта из самой крутой местной группы Zimmers Hole - гитарист Джед Саймон и басист Байрон Страуд. Работают они вместе вообще-то уже лет пять.

Говоря об истоках проекта надо вспомнить давние времена. Strapping Young Lad - порождение отчаяния! Во время турне с группой Стива Вэя Девина больно задели высказывания многих фэнов, которые обвиняли "молодого выскочку" в том, что он "разрушает шоу Стива". Его экспрессивная и неординарная манера пения явно перетягивала внимание публики. Очень часто его обзывали засранцем и предлагали покинуть сцену. Да и сам Вэй, хотя и был самого высочайшего мнения о талантах парня, не стал настаивать на продолжении сотрудничества - всё, старый лис, понимал! Девин снова занялся своими проектами и демо-записями - но, вопреки ожиданиям, лейблы снова не проявляли ожидаемого интереса к трудам "бывшего вокалиста группы Стива Вэя". С детства избалованный повышенным вниманием в семье, Девин обозлился на жестокий мир и назло всем устроился мыть тарелки в ресторанчик напротив дома, пребывая в депрессии. Послав в 1994 году своё очередное демо на Century Media, он не ожидал, что записанный как нота протеста дебютный диск 'Heavy As A Really Heavy Thing', разойдётся в количестве 8000 экземпляров за одну неделю продаж!

Тогда крик отчаяния был услышан. Но теперь - время иных чувств. "Strapping Young Lad это как механизм защиты, теперь он звучит так, словно кого-то перепугали до усрачки, а прежние записи сделаны так, словно кто-то разъярённый орёт во всю мощь. Времена изменились... Я теперь скорее испуган происходящим в мире, и музыка отражает это". Диск, озаглавленный просто 'SYL' (2003) - сорок минут бессильной ярости и горечи, воплощенный в постиндустриальный звук и отчаянные тексты. И, по слухам, это последний диск проекта. Сам Девин эти слухи не подтверждает и не опровергает: мол, иногда приходится делать выбор, связав свою жизнь с одним человеком в браке, так и в музыке - наступает момент, когда нельзя рвать себя на части.

У него нет пока полной уверенности в том, что следует сосредоточиться на Devin Townsend Band. Ведь этот проект отражает совсем другие вещи и периоды его жизни. Надо сказать, что работать над пятым сольным альбомом 'Accelerated Evolution' (2003) ему помогали музыканты местных групп, в частности Ten Ways From Sunday и Evenlight. Что, нисколько не лишило диск индивидуальности. "Как Strapping Young Lad стали уважаемой, классической металлической группой, так Devin Townsend Band окончательно стал проектом глубоко личным. Отношения с моей женой, отношения с моей семьёй, мои чувства во время поездок, впечатления от встреч с людьми, все эмоции, всё окружающее... это я, рассказывающий про себя. Здесь я по-прежнему работаю в ключе ранних сольных альбомов... Новый диск - очередной логический шаг в том же направлении. Однако, с некоторыми тщательно продуманными изменениями. Я избежал убийственно сложных технических приёмов при записи, миллиона всяких наложений, в том числе вокальных. Новые композиции работают и так. Моей целью был максимально минималистский звук".

Как видите, сегодня многое изменилось в творческих подходах Девина Таунсенда, в его реакции на мир. Течение болезни как бы смягчилось - можно говорить о так называемом гипоманиакальном состоянии. Известно, что в подобном состоянии гениальные люди способны создать настоящие шедевры, что не под силу "психически здоровому" человеку. Есть исторические факты, свидетельствующие о чередовании депрессий и гипоманиакальных состояний, у Шопенгауэра, Фрейда, Ван Гога, Гете, Хемингуэя, Пушкина, Гоголя, Льва Толстого и десятков других знаменитостей. Гениальность и депрессия - почти всегда две стороны одной медали.

Есть достоверные сведения (собственные слова и свидетельства коллег) о том, что Девин - постоянный клиент психиатров, он довольно часто госпитализировался и получал специальные медикаменты. Если бы не это, то его, возможно, уже постигла бы участь писательницы Вирджинии Вульф или музыканта Курта Кобейна - он бы просто наложил на себя руки. Таков закон природы. Бэртон Си Белл из Fear Factory сказал о Девине: "Он гений, и добавить тут нечего". А по статистике каждый пятый гений расплачивается за свой талант жизнью.


(специальная версия для сайта)
 
ЕЩЁ В ПРОДАЖЕ:
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ:
Уникальное предложение! Скидки до 33%! ПИШИТЕ!