avto
Баннер
URIAH HEEP "40 лет истории Uriah Heep – это большой гала-концерт"
2024-04-25
Читателей онлайн - 126

Интервью с А. Колесниковым.

Александр Колесников - давний друг и поклонник английской группы Uriah Heep с тридцативосьмилетним стажем. Он является единственным в России владельцем уникальной коллекции материалов об этой группе, которую собрал за время работы с UH в турах по Великобритании, поездок по Европе, многочисленных встреч с музыкантами. Он - организатор выступления группы в Омске в 1997-ом году и концерта Кена Хенсли на молодежном форуме на Селигере в 2009-ом. В 2007-ом А. Колесников написал и издал книгу о группе Uriah Heep под названием «Rock-судьба».
Вот что вспоминает Александр Колесников о первом выступлении «Хипов» в Советском Союзе:
А.К.: Когда группа Uriah Heep впервые приехала в СССР, в декабре 1987-го года, мы ещё, естественно, не были знакомы. Меня бы на пушечный выстрел к ним не подпустили. Они выступали в Москве в Олимпийском, на проспекте Мира. Дали десять концертов. Каждый вечер были аншлаги – приходило по 18 тысяч человек. То есть за десять дней прошло 180 тысяч человек. Событие для СССР было потрясающее. Когда я в газете «Советская культура» прочитал о том, что к нам приезжает Uriah Heep, я даже не поверил, думал, может, какая-то опечатка. В то время это было попросту трудно представить. Тем не менее, они приехали, и я в свой выходной день прилетел в Москву и побывал на концерте.
- Музыканты Uriah Heep сознательно выступали в тех странах, до которых «большой рок» не доходил?
А.К.: Начнём с того, что сами музыканты никогда не решали и не будут решать, где им выступать. Это решают совсем другие люди. Музыкантам же вообще до лампочки, где выступать, - хоть на Северном полюсе. Это большое заблуждение среди обывателей, думать, что музыканты что-то решают. Они вообще не знают, в какие города их везут, где следующий «концертный» пункт. Они – творческие люди, они не занимаются организацией. Музыканты, конечно, могут высказать какое-то пожелание: «Мы хотели бы побывать там-то и там-то», а график их выступления определяет концертное агентство, курирующее данную группу. Эти люди заключают контракты с местными промоутерами, которые уже организовывают концерты на местах. То же касается и нынешнего тура Uriah Heep. Музыкантам вообще всё равно, куда их повезут, в Хабаровск или Владивосток… Конечно, им приятно, когда они выходят на сцену, а в зале очень много народа. Однако даже в финансовом отношении им абсолютно всё равно, три человека сидит в зале или пять тысяч. Им же всё проплачивается заранее. Поэтому они едут в Россию со стопроцентными гарантиями, если можно так выразиться.
- Кто организовывает нынешний тур Uriah Heep по России?
А.К.: Киев. Они заключили контракт с Лондоном. Грубо говоря, купили товар. К организации данного тура и концерта в Омске я, практически, не имею никакого отношения.
Далее А. Колесников расставил все точки над i в вопросе того, кем он приходится участникам группы Uriah Heep.
А.К.: Я никогда не говорю, что я друг Uriah Heep или Кена Хенсли, потому что это было бы очень и очень нескромно с моей стороны. Просто хороший знакомый, хороший приятель. Как я с ними познакомился? Я шесть лет прожил в Германии, до этого жил в Голландии. Ездил по концертам группы. В Германии познакомился с Джоном Лоутоном. А с «Хипами»… одно время у меня была формальная, неофициальная работа, помогал им на концертах, вплоть до того, что помогал аппаратуру разгрузить – такое тоже было, правда, один раз всего. В Эдинбурге однажды так получилось, что машина со звуком и светом пришла, а грузчиков ещё не было. И ничего страшного: мы все, и генеральный директор фирмы, и менеджеры, – все засучили рукава и очень быстро разгрузили аппаратуру. Мы прекрасно понимали, что уже через некоторое время должен начаться концерт. В Англии процесс знакомства с «Хипами» был многоступенчатым. Сначала «проходил» в качестве неофициального помощника, а потом стали приглашать и на официальную работу. В России я не встречал другого такого человека, который бы работал с легендарной английской рок-группой.
- В каком количестве фан-клубов Uriah Heep вы состоите?
А.К.: Сейчас фан-клубы Uriah Heep как таковые, фактически, прекратили своё официальное существование. С появлением интернета их существование перестало быть актуальным. Стоит произойти какому-то событию в жизни группы, как новость о нём буквально через полчаса появляется в интернете. Мы, бывшие члены фан-клуба Uriah Heep, конечно, продолжаем общаться. Раньше был английский фан-клуб UH и был немецкий фан-клуб. Ещё был в Канаде фан-клуб, пытались что-то подобное образовать в России, но у нас люди очень тяжелы на подъём. Где-то лет десять назад пытались организовать в Москве фан-клуб, и я в этом принимал участие (именно в создании), но народ очень вяло откликался на это дело, поэтому мы проект похоронили и всё.
- Какова была численность российского «проекта»?
А.К.: Сложно сказать про численность. Дело в том, что тогда, когда мы хотели организовать российский фан-клуб Uriah Heep, интернет был далеко не у каждого. Это было в промежутке между 1999-2000 гг. Как в таком случае всей России сообщить о том, что создаётся фан-клуб? Очень сложная задача. Рекламу на телевидении не купишь, так как она стоила баснословных денег. Был, конечно, журнал «Ин Рок», мы с Володей Миловидовым, главным редактором издания, хотели вместе это дело организовать. Мы выпустили один фэнзин, а после этого проект заглох. Жаль, конечно, потому что Россия, особенно люди старшего поколения, в общем-то как ни одна другая страна боготворила и обожала группу Uriah Heep в своё время. Это уже сейчас молодежь «наелась» западной музыкой, а раньше в сотни, в тысячи раз было больше поклонников UH. Я уверен, что их очень много осталось по стране, но как их собрать? В интернете некоторые активисты что-то пытаются делать, я регулярно получаю письма по e-mail, не только из России, со всего мира, естественно (приходили письма даже из такого государства как Тринидад-и-Тобаго!), но всё это, к большому сожалению, со временем пошло на убыль. Это касается не только группы Uriah Heep, это вообще по части рок-музыки. То, что активность поклонников Uriah Heep упала по сравнению с тем, что было в те же 1970-1980-е гг., - очевидный факт. С развитием к концу века интернета и английский фан-клуб потихоньку начал отступать в тень. И, в конце концов, канул в Лету. Раньше мы, фанаты Uriah Heep из разных стран мира, ежегодно собирались в Лондоне. Первый «слёт» произошёл в 2000-ом году. Прилетали люди из Америки, из Японии… да со всего мира. Собирались там, устраивали форум. В последние годы начала рушиться и эта традиция. И только сейчас, в декабре 2011 года, у нас новое собрание, и я, естественно, лечу туда. Из России на этих встречах, к сожалению, только один россиянин – я. Ни разу ни одного русского на фанатских форумах в Лондоне я не встречал. Вот русскоговорящих жителей их Израиля на этих «слётах» было много.
- Вы долгое время жили в Германии и Голландии. Что можете сказать про немецкий фан-клуб Uriah Heep?
А.К.: В Германии был очень сильный фан-клуб группы. Они выпускали очень красочные фэнзины. В это объединение входили жители трёх стран: Германии, Австрии и Швейцарии.
- В Голландии отношение к Uriah Heep какое было?
А.К.: Вот такое (показывает поднятый большой палец). Там не было необходимости в собственном фан-клубе, так как с одной стороны был английский фан-клуб, с другой - немецкий. Как, к примеру, не было необходимости в бельгийском или французском фан-объединениях. Английский фан-клуб раз в три месяца выпускал фэнзины. Если мне не изменяет память, фэнзин английского фан-клуба не выходит с октября/ноября 1999-го года. 
- Общеизвестно, что альбом Sea of Light 1995-го года группы Uriah Heep явился, в какой-то мере, ответом на диск Кена Хенсли From Time To Time (1994)?
А.К.: Кен Хенсли спустя год после ухода из Uriah Heep уехал в Америку. У него был длительный период творческого «молчания». Он очень долго о себе не давал знать. Он мелькал в таких группах как Blackfoot. Скажем так, это были чисто символические «появления», своей настоящей активности он в этих проектах не проявлял. Зачастую группы использовали его имя, а он лишь «подрабатывал». Первый сольник он выпустил в 1999-ом, A Glimpse Of Glory. В 1994-ом же вышел такой сборник «вещей», которые он когда-то напел, в 1980-х гг., но они, по каким-то причинам, не были записаны. Он собирает эти песни и выпускает их на диске From Time To Time. Кена Хенсли, что называется, «прорвало» после переезда в Испанию и у него «пошли» диски: музыкант выпускал чуть ли не по альбому в год. Что касается Uriah Heep, у них после ухода в 1980-ом году Хенсли, и по 1995-й год (к сожалению, очень длительный перерыв – 15 лет!) вышло считанное количество дисков, которые можно послушать раз-два и забыть. У музыкантов, можно сказать, был творческий застой. Были какие-то метания, финансовые сложности, разорилась фирма Bronze Records… И когда в 1995-ом они выпустили альбом Sea of Light, я просто своим ушам не поверил… Я помню, я в то время жил в Германии. Мне альбом удалось окольными путями добыть ещё до появления его в продаже. Я слушал альбом и думал: боже мой, откуда такое возрождение? откуда такое творчество, не уступающее первым дискам Uriah Heep? Альбом с упоением слушала вся Европа. Каждый день песни крутили по радио. В 1998-ом году вышел Sonic Origami, несколько более «лёгкий» и коммерческий альбом, в большей степени рассчитанный на американскую аудиторию. После этого музыканты очень долго молчали и выпустили диск Wake the Sleeper только спустя десять лет, тоже очень хороший.
- Можете кратко охарактеризовать последний на данный момент альбом группы - Into the Wild?
А.К.: Альбом Into the Wild – выше всяческих похвал. Не потому, что я поклонник Uriah Heep. Если я считаю, что плохо, то я и говорю, что плохо. Если Different World 1991-го года – очень слабый альбом, то я и говорю, что он очень слабый. Я стараюсь быть объективным. Конечно, трудно быть объективным, учитывая, что 38 лет я нахожусь в музыке Uriah Heep, но, тем не менее, я понимаю, что у них были провалы, взять тот же Equator 1985-го года – тоже слабоватый диск. Честно говоря, я и Equator, и Different World за жизнь прослушал 2-3 раза. На альбоме же Into the Wild нет ни одной «проходной» вещи. Все песни великолепны. Uriah Heep – одна из немногих рок-групп, по-прежнему сочетающих в русле хард-рока мелодичность песен и виртуозное владение инструментами. Into the Wild – абсолютно хард-роковый альбом с потрясающими гармониями. Все песни диска хороши, без исключения. Когда в 1995-ом году вышел Sea of Light, у многих возникло подозрение: «Откуда такое могло взяться? 15 лет молчания, можно сказать, забвения, и вдруг группа выдаёт такой шедевр!». Было подозрение, что Хенсли по старой дружбе подкинул музыкантам материал, и они выпустили диск без упоминания его имени. А оказывается, они сами смогли написать такие потрясающие песни! И сейчас, новым альбомом, они это доказывают. Хенсли ушёл, это факт, и группа с его уходом многое потеряла. Ведь не случайно Uriah Heep называют драматической группой, ведь такие драмы музыканты переживали за историю коллектива, такие взлёты и падения… Нужно отдать «Хипам» должное, что музыканты всё это перенесли с честью, а, в частности, Мик Бокс, - ему нужно памятник при жизни ставить за то, что он всё выровнял внутри группы, и корабль под названием Uriah Heep с 1995-го года снова поплыл! 40 лет истории Uriah Heep – это большой гала-концерт. Не нужно разбивать историю группы на отдельные периоды и отдельных исполнителей, воспринимайте всё концептуально, - так гораздо правильнее. Происходят какие-то замены, перестановки, - пусть происходят, это неизбежно. Вот ушёл четыре года назад ударник Ли Керслэйк. На смену ему пришёл великолепный барабанщик Рассел Гилбрук. Я с ним познакомился 8 ноября во время концерта в Новосибирске. Там же я впервые вживую увидел его работу. Конечно, он не повторяет стиль Ли Керслэйка, но ему этого и не нужно, и не было такой задачи, чтобы взять какого-то клона. Гилбрук работает очень мощно и очень чисто, без каких-либо огрехов. Просто великолепный барабанщик. И кто мне скажет, что это плохо? И кто мне скажет, что это не Uriah Heep? В 1971-ом году вышел диск Salisbury, ничего общего не имеющий с альбомом Firefly 1977-го года – это абсолютно разные альбомы, но почему-то в то время говорили, что и то, и другое – стопроцентное творение «Хип». Хотя, если дотошно придраться, это две совершенно разные группы. И музыка другая, и вокал другой, и тембры, и инструменты. В чём тогда проблема? Проблема в нашем русском снобизме. В общем, не случайно последний альбом Uriah Heep называется Into the Wild, то есть «В дебри». Они сейчас и отправились «в дебри»: нужно раздвигать дебри сознания людей.
- Когда я говорил с музыкантами группы «Чёрный обелиск», мой вопрос о связи названия коллектива с одноимённым романом Эриха Марии Ремарка был воспринят со смехом. Среди «Хипов» вопрос насчёт Чарльза Диккенса не вызвал бы аналогичной реакции?
А.К.: Я думаю, что нет. У старых «Хипов» - однозначно не вызвал бы смеха. Чарльз Диккенс в Англии – национальный герой, бог английской литературы. Все его произведения неоднократно экранизировались, ставились в театре, на них построена школьная программа в Англии. Из старых «Хипов» роман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд» знают все.  Другое дело, что идея с названием Uriah Heep принадлежала не им, поэтому они по этому поводу никогда не парились. С «английскими ушами» название Uriah Heep слышится очень красиво, звучно. Для «русского уха» имя группы слышится далеко не так красиво, как-то по-стандартному. Впрочем, в русском языке масса мелодичных слов, красивых по звучанию, поэтому, думаю, этот феномен понятен. Причём, отмечу, герой Урия Гип в «Дэвиде Копперфильде» - герой только в кавычках, потому что это отрицательный персонаж. Хотя, повторюсь, сама фонетика сочетания слов Uriah Heep музыкантам очень нравится.
- Профессиональному росту гитариста Мика Бокса не мешает то, что за всю свою жизнь он играл только в двух группах – Spice и Uriah Heep?
А.К.: Spice – это, можно сказать, фундамент Uriah Heep. Насчёт профессионализма Бокса… а судьи кто? Кому-то нравится арбуз, кому-то – дыня, кому-то – Блэкмор, кому-то – Бокс. Мне, к примеру, нравится и тот, и другой. Тормозится ли он в развитии? Бокс узнаваем, ему не нужно менять свой стиль.
- Я знаю, что Мик Бокс – поклонник английского «Тоттенхэма». Какие хобби у других участников Uriah Heep?
А.К.: У Бокса эта привязанность с детских лет: он вырос в Ист-Энде, неподалёку от его дома был стадион «Тоттенхэма». Бокс с детства играл в футбол, у него тогда была дилемма – или в музыку идти, или в футбол. Так же, как у Кена Хенсли. Он тоже был футболистом, и его даже приглашали в футбольную команду Первого Дивизиона, когда ему было 16-17 лет. А какие увлечения у других участников Uriah Heep… Нынешнего ударника я ещё плохо знаю, мало общался с ним, поэтому по нему ответить не могу. Увлечение Берни Шоу – это мотоциклы Harley-Davidson, он ярый байкер. Клавишник Фил Лэнзон, пишущий в последнее время потрясающую музыку, любит собирать макеты… Тревор Болдер… честно говоря, сейчас уже и не помню. Это вопрос на засыпку даже мне. 
- Что можете рассказать о выступлении Хенсли на Селигере?
А.К.: Когда мне позвонили из Кремля насчёт этого, я сначала подумал, что это розыгрыш. Оказалось, они через книгу нашли меня, позвонили, связали с другими людьми, организаторами молодёжного форума на Селигере. Они захотели разбавить попсовые выступления классическим роком. Там молодёжь была от 18-ти до 25-ти лет, несколько тысяч человек. И ведь концерт прошёл на «ура». Перед концертом мы с Кеном разговаривали, и я говорил, что я побаиваюсь, потому что вся эта молодая публика вообще понятия не имеет, что такое Uriah Heep. Мне было очень приятно, что в тот вечер именно молодежь «вникала» в классическую рок-музыку.
- Как вы познакомились с участниками кавер-группы B.A.S.S.?
А.К. Они мне написали в 2005-ом году. Или позвонили, сейчас уже не помню. Спросили, часто ли я бываю в Москве и предложили продемонстрировать своё творчество. В один из своих приездов в Москву я посетил их студию и там познакомился с их творчеством. После этого мы с участниками группы подружились. Потом они выступали на презентации моей книги, 5 июня 2007 года в Москве в клубе Mezzo Forte, на моё 50-летие. Там же был Валерий Ярушин из ансамбля «Ариэль». В последнее время с участниками B.A.S.S. я встречался всё реже и реже.
Естественно, в интервью мы не могли обойти стороной вопрос о книге «Rock-судьба» Александра Колесникова, выпущенной в 2007-ом году.
А.К.: После выхода книги «Rock-судьба» я получал очень много писем на мой e-mail. Люди, для которых я являюсь абстрактным человеком, абстрактным автором, - они мне благодарны. Они согласны практически со всем, что написано в книге. А люди, знающие меня лично, - им за кайф со мной поспорить, охаять какие-то моменты. Однажды я получил по e-mail шедевр критического замечания: «Мне ваша книга не понравилась не тем, то в ней есть, а тем, чего в ней нет». Одна из целей, которую я преследовал при написании книги, - это поправить некоторые спрессованные годами исторические факты творческой биографии группы Uriah Heep. В книге очень много таких моментов. Люди привыкли к таким фактам, им хочется в них верить и дальше, и вдруг появляется какой-то Колесников, который всё это рушит. Я книгу писал не из коммерческих соображений, я писал е    ё чисто из моральных побуждений. Во-первых, было много просьб, во-вторых, накопилось в моей душе, в конце концов, - может, это пафосно прозвучит, - мне захотелось увековечить свои знания. Я не думал о том, хорошо или плохо она будет продаваться. Я знаю, что она продаётся плохо. Так же как и вся остальная рок-литература. И вообще литература. Раньше заходишь в книжный магазин в Москве – там толчея, там яблоку негде упасть, а сегодня, извиняюсь за выражение, три калеки туда ходят. Отмечу, что книгу я писал как художественное произведение, цели доказать какому-нибудь червю, «знающему рок-музыку вдоль и поперёк», что он дурак, а я умный, у меня не было. Я горд в этой работе тем, что это единственная книга в России, написанная об английской рок-группе от первого лица. Конечно, книга – большая веха в моей жизни, ведь я не писатель в классическом понимании этого слова, я просто автор книги, - как мог, так и написал. Вообще, в жизни по «хиповской» линии у меня три больших вехи: первая - книга, вторая – то, что привёз Хенсли на Селигер в 2009-ом, третья – приглашение от Хенсли на 60-летие, когда из 60-ти гостей неангличан было только двое – я и немецкий друга Кена из Штутгарта. Получив приглашение от Хенсли на 60-летие, я по-хорошему был удивлён. Вот так. Так что Uriah Heep – это пятьдесят процентов моей жизни.

 
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ:
Уникальное предложение! Скидки до 33%! ПИШИТЕ!