avto
Баннер
KAIRA 'За всё время моего общения с музыкантами...'
2024-04-25
Читателей онлайн - 118

За всё время моего общения с музыкантами это интервью стало самым духовным. С самого начала разговор мало касался сугубо музыкальных тем — хотя здесь они, безусловно, есть — и был связан с духовной трансформацией личности и переживанием внутреннего катарсиса. Белорусская группа KAIRA после пятилетней паузы выпустила альбом, в который нужно вникать и расслушать не единожды, чтобы понять его суть. Одновременно с этим коллектив сделал себе подарок на пятнадцатилетие, создав коллекционное издание с лучшими синглами и достойным оформлением. О работе над альбомом и его нюансами мы пообщались с Павлом и Каирой Дроздовыми.

- Здравствуйте! Наверное, самый первый вопрос будет связан с тем, что мы долгое время практически не слышали никаких громких новостей из вашего лагеря. Конечно, выходили синглы, снимались клипы, но вот сам альбом 'Время Тёмных' мы увидели лишь сейчас. С чем же связана практически пятилетняя пауза?
Каира Дроздова (вокал, перкуссия): «Приветствуем вас от лица всей группы! Хочу сразу поправить в том, что как раз таки была не пятилетняя пауза, а пять лет трансформации наших музыкальных взглядов, общего стиля группы, и самое главное - осознание себя! Отдельно про себя я могу сказать, что эти годы полностью поменяли мой курс. Меня всегда притягивала культура народов в разные эпохи, это так или иначе отражалось на лирике, но на мою духовность и личность это не влияло. Но в случае с ведизмом сначала пришло осознание и связь, а затем познание славянской ведической культуры. Для меня эта последовательность очень важна и я твёрдо могу сказать, что это были пять лет развития и роста для всей группы, как в музыкальном, так и в духовном плане. Этот альбом писали наши внутренние голоса. Проявлялось это с моей стороны в лирике таким образом, что не пришлось ничего подгонять и выдумывать - просто пишешь то, что внутри тебя, и иногда удивляешься всему написанному, будто я там была и просто решила всем об этом рассказать. Музыкальную часть диктовали написанные истории и всё это очень легко соединялось».

- Насколько я понимаю, работа над альбомом велась не один год.
К.Д.: «Да, вы правы. Долгая работа была над атмосферной составляющей. Каждый год проводилась активная работа над новыми треками, шла подготовка к концертам в условиях новой концепции группы, велись съёмки клипа “Когда Солнце было Богом”. Также до пандемии мы откатали с новой программой хороший и яркий тур от Карелии до Пятигорска и Крыма. В прошлом году началась работа над созданием трилогии “Белый дым“ и параллельно рождались новые синглы. Эта зима принесла необычный для нас трек “Гой, Коляда“, в котором я решила воспользоваться новыми вокальными приёмами. Скажу, что этому способствовала атмосфера самой песни. Поэтому выход альбома, скорее, подытожил нашу пятилетку».
Павел Дроздов (гитара, менеджмент): «Альбом записывался на привычной нам студии "3DR studio" под руководством Алексея Коршуна. Сводил и мастерил его Кирилл Кононенко. Оформлением же 'Времени Тёмных' занимался басист Виталий Олейник. Мы не собирались звать особых гостей, но в записи очень пригодился опыт игры на диджериду (австралийский духовой музыкальный инструмент, часто используемый в этнической музыке — Menschenmaterial) оригинальнейшего этномузыканта Кирилла Ковалёва».

- Многие обратят внимание на то, что получить представление о 'Времени Тёмных' стало возможным благодаря нескольким синглам - „Ветры буйные“, „Ночь Сварога“, “Ох Ра“ и другим. Возникает резонный вопрос: а станут ли слушать новинку от Kaira нынешние любители халявы?
К.Д.: «Время Тёмных' - это коллекционное издание, связанное с пятнадцатилетием группы и созданное благодаря всем синглам, входящим в него. Его можно было выпустить в двух частях, но мы выбрали для записи самые лучшие треки. Время тёмных есть Ночь Сварога. Мы хотим в музыке запечатлеть рубеж тёмной эпохи Мидгарда. Это время стоит запомнить, так как нам посчастливиться быть участниками новой Светлой эры, проснуться и вспомнить, чьи мы внуки. Вторая часть вопроса - это наша нынешняя реальность: музыка активно гуляет по Интернету, а музыканты почти ничего не зарабатывают. Поэтому диски покупают ценители, знающие цену творчеству».

- Белорусская группа Kaira, конечно, пока не настолько стара, как британцы The Beatles. Но остались ли черновики или лишние по хронометражу треки, которые могут войти в грядущий альбом?
К.Д.: «В данном стиле мы продолжаем творить новое, но есть лимит, поэтому оставим это для следующих релизов».

- Одним из треков, который уж точно привлечёт внимание ВСЕХ, является кавер на катаровские “Крылья“. Это отсылка к прежним экспериментам с пауэр-металом или же захотелось, как говорится, кровь разогнать?
К.Д.: «У наших друзей Catharsis был юбилей и мы решили поздравить их своим кавером на один из хитов. Это было незадолго до ковидного занавеса и мы должны были поздравлять их живьём на юбилее в клубе «Известия Hall» Ну а дальше сами знаете, что было. Из Беларуси стало не так просто к вам попасть… В кавер Паша добавил симфо-фишки в нашем стиле, длинное атмосферное начало и отступление, а вокальную часть решили оставить фактически неизменной, так как она круто заходит именно в оригинале и хорошо подошла к нашей аранжировке».

- Имеется ли вообще у альбома общая концепция? Название уже предполагает нечто мрачное или утраченное.
К.Д.: «Если послушать альбом, то концепция будет ясна - смерть старого и рождение нового. Конец Ночи Свароговой и начало Дня. Название 'Время Тёмных' используется как рубеж и, тем самым, как неотъемлемая и пережитая часть нашей жизни и жизни наших предков. Песня „Гой, Коляда“ даёт картину смерти старого Солнца - Авсеня и рождение Солнца-младенца Коляды, что хорошо отражает замысел Богов».

- Вообще, предыстория 'Времени Тёмных' так или иначе получилась довольно интересной. Мы получали от вас не только разнообразнейшие синглы, но и не менее энигматичные клипы. Одним из ярких, безусловно, стал “Белый дым“, созданный при участии арт-деревни «Чырвоны Кастрычник». О его символике и смысле можно говорить много и подробно, но многим будет интересна история его создания.
К.Д.: «В создании трилогии „Белый дым“ принимали участие многие люди. Это были действительно семьи и отдельные люди, а также наши друзья. Арт-Деревня «Чырвоны Кастрычник» встретила нас как родных и приютила на время съёмок. Это был незабываемый опыт для всех. Местный эпос, чувство единства и память о страшных временах христианизации Руси, что выпали на долю наших предков, помогли всем максимально окунуться в процесс и по мере возможностей все справились с задачей. Мы все превратились за три дня в большую семью, на самом деле. Но потом наступил август и, к сожалению, некоторые люди, которые нам помогали, вынуждены были покинуть родные края. Надеюсь, они смогут когда-либо вернуться на родную землю и продолжат свои дела в своей замечательной деревне Чырвоны Кастрычник».
П.Д.: «Нам идеально подошли локации для съёмок трилогии, поскольку чувствуется этничность и желание доносить до людей родную культуру. Многие из этих людей стали нашими друзьями и активно помогали нам в съёмках. Надеемся на дальнейшее сотрудничество».

- Ранее вам уже припоминали «восточное» название и грешили на связь с древнеегипетскими магическими практиками. Теперь же неподготовленного слушателя ожидает поистине славянский шаманизм с дарк-фолковыми мотивами в духе этнокультурных поисков Rotting Christ. С какого времени открылись тайны предков, поскольку здесь не чувствуется экспериментальности греков, но имеется чёткая жизненная позиция. Особенно в лирике, которая ассоциируется с некой молитвой Предкам.
К.Д.: «Ответ в осознании себя. Чем больше развиваешься и познаёшь в этой теме, тем больше слов открывается. То есть, ты раньше использовал эти слова без всякого понятия глубин, а ведь русские слова по сути своей есть аббревиатуры, вершина айсберга. Когда ты это узнаёшь, они сами начинают открываться, несмотря на искажение временем. У каждого слова есть ключ, который открывает путь к Ведам. С детства не замыкала себя в одном мире, связь с предками продолжает усиливаться, когда ты чувствуешь весь свой Род за спиной, по другому понимаешь гром, ветер и прочее, это даёт неисчерпаемые силы, которые направляешь во благо. Я стараюсь передавать эти эмоции в этом альбоме. Шаманизм действительно становиться неотъемлемым в нашем творчестве, особенно мы стараемся это передать на живых концертах. Некоторые ревностно к этому относятся, - мол, где я, а где ведизм, - но рядиться можно в разное. Есть ли что-то за той маской праведника и родновера? Хорошо, если есть! Ведь далеко не всегда за длинной бородой стоят благие цели. Для некоторых славянский ведизм заключается в громких словах, нарядах и образе жизни, а я стараюсь жить в ладу с природой, моя энергия направлена на связь с предками и родными Богами, и им не важно, что на тебе надето в эти моменты. Важно то, что ты делаешь, каков твой посыл. Это очень риторический вопрос. Но я рада, что эти вопросы вообще существуют в наши дни и уже многих начинает волновать эта тема».

- Каково ваше отношение к нынешнему родноверию? Не секрет, что многие связывают возрождение славянского язычества с националистическими и даже откровенно фашистскими тенденциями. Плюс ко всему до сих пор по этому поводу ломают копья историки и культурологи. Вопрос не в том, хорошо ли язычество, а в том, во что его превратили. От этого и сторонники Асатру страдают.
К.Д.: «Это действительно большая проблема. Я имею на это философский взгляд, никогда слепо не доверяю чужим словам и текстам. Только сердце может отделить правду от кривды. Любую веру могут использовать в корыстных целях, как инструмент власти. Существуют общины, проводящие старославянские обряды и празднования под жёстким контролем и, когда выявляется волк в стаде, его сразу устраняют с мероприятия. Такие люди иногда направляются на праздники намеренно, чтобы посеять смуту и фашистские зёрна в родную веру. Наше неведение - наш враг, люди ведомы из-за неведения своих корней и истин. Духовное наследие наших предков тщательно стёрто христианством и если можно в глубине найти истины, то они замылены временем и авторами, а многие источники извратили до абсурда. Во время Второй мировой войны, да и на протяжении всей нашей истории исконные славянские символы были преданы поруганию и глумлению - от этого и пожинаем плоды. Конечно, мне не нравится настроение некоторых родноверов: вместо того, чтобы объединяться, жить и поступать во славу Рода, они готовы перебиться друг с другом за правду, которая у всех разная, в силу географии и времени. Хотелось бы больше добра и радости от всех нас, а пока вместо этого лишние противоречия, глупые споры, а вера остаётся в стороне. Я надеюсь, что многие из нас возродят родовую память и поймут, что смысл не в обрядовой утвари, одежде и прочем, что нельзя ненавидеть своего брата за то, что он славит родных Богов другими словами».

- Планируется ли и дальше записывать альбомы в подобном ключе и фактический отход от прежнего симфо-метала?
К.Д.: «С предыдущего альбома 'Roots of Veles', который мы выпустили в Европе в 2006 году, группа развивается в рамках атмосферик-пэган-метала. В новом альбоме мы утвердились в данном стиле, но оставили прежний симфонизм, поскольку от него мы не отступим. Также была добавлена шаманская атмосфера. Я планирую развивать в новых треках свои вокальные партии и добавлять этнические приёмы. Хотелось бы осваивать новые этнические инструменты. В этом альбоме уже можно слышать варган, в перкуссионной группе оставили мои бас-томы и добавили ритуальный бубен. Также важным для нас становится инструментальная часть альбома. Атмосферные интро теперь можно услышать почти перед всеми треками, которые также имеют своё название, связанное со смыслом грядущего произведения - они выступают звеньями и дают альбому особый характер. В эти моменты слушатель настраивается и воображает события, особенно этот магический момент ощущается на концертах. Ритуальный характер этих музыкальных прелюдий задаёт общее настроение нашего сета, в будущем хотелось бы более театрализовывать эти части. Мы не отступим от атмосферик-пэган-метала, поскольку именно в этом стиле мы чувствуем свою силу и эмоциональный подъём, а родной язык помогает донести до слушателя энергию и силу слов».

- Добавим немного юмора в наш весьма серьёзный разговор о мрачном. В своё время коллектив знатно поглумился над Сантой в клипе “Santa Deceiver“. Это был какой-то специальный новогодний стёб или же как-то случайно пришло в голову в процессе джема?
К.Д.: «Перед Новым годом из года в год мы готовим поздравление. На репе мы думали о кавере, но ребята начали что-то зачёсывать по груву, а я что-то рычать под них. Так и записали кавер, который переходит в авторский трек “Santa Deceiver“. Текст накинулся быстро. У меня была идея заменить их Санта-Клауса на нашего Деда Мороза, а в ролике вообще решили чтобы Мороз, он же Карачун фактически, накидал их ряженому Клаусу с накладной бородой».

- Планируется ли презентация альбома в наше «тёмное» время?
К.Д.: «В пандемию с презентациями, сами понимаете, что может быть?.. Всё запланируешь, договоришься с организаторами, они забронят клуб, продадут билеты, а завтра - хоп! И местные власти запрещают массовые мероприятия во избежание распространения коронавируса, а зрители не смогут попасть на наш сет. Так рисковать нельзя, так как мы - ответственные люди и понимаем, что может быть во время пандемии. Но будем надеяться на свет в конце туннеля, что кому-то надоест с нами всеми играть в эти игры и всё станет на свои места».